Об этом в ответе на запрос депутатов заявил премьер-министр Олжас Бектенов, отметив, что КТЖ применяет механизм ценовых пределов к экспортным перевозкам по родам грузов по рекомендации государственной комиссии по модернизации экономики Казахстана, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
В ответе отмечено, что сегодня тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети в экспортном, импортном и внутриреспубликанском сообщениях унифицированы, а транзитные перевозки не регулируются (устанавливаются согласно тарифной политике железных дорог государств – участников СНГ на перевозку грузов в международном сообщении).
"При этом унифицированный тариф Казахстана является самым низким, по сравнению с Российской Федерацией в 2,2 раза меньше, с Белоруссией – в 1,6 и Кыргызстаном – в 2,4 раза, что делает его выгодным для экспортеров и соседних стран, импортирующих сырье по низким железнодорожным тарифам. Это привело к тому, что в 2023 году размер полученного убытка национального оператора инфраструктуры составил 329 млрд тенге, из них 172 млрд тенге – от перевозок грузов горнорудного сектора", – отметил Бектенов.
Согласно ответу премьера, доход от транзитных перевозок (высокомаржинальных) направляется на возмещение не покрываемых унифицированным тарифом затрат (временная балансирующая плата, расходы, связанные с транзитными перевозками, капитальным ремонтом, инвестиционными программами и обслуживанием займов). Вместе с тем КТЖ за счет заемных средств с 2010 года реализованы проекты строительства и реконструкции новых железных дорог: Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь, Хоргос – Жетыген и Узень – Болашак общей протяженностью 1870 км. Также реализуются крупные инфраструктурные проекты по строительству путей Достык – Мойынты, обводной станции города Алматы, Дарбаза – Мактаарал, Бахты – Аягоз.
В соответствии с требованиями действующего законодательства КТЖ применяет механизм ценовых пределов к экспортным перевозкам по родам грузов по рекомендации государственной комиссии по модернизации экономики Казахстана. До вынесения на данную комиссию необходимо получить положительные заключения отраслевых министерств с оценкой влияния на отрасль, инфляцию.
"Данный механизм ценовых пределов выработан для обеспечения снижения долговой нагрузки КТЖ, в том числе путем совершенствования тарифной политики. На начальном этапе для поддержки отечественных производителей предлагается довести тариф до уровня окупаемости для сырьевого экспорта, не затрагивая товары среднего и высокого переделов", – пояснил глава кабмина.
Ранее сообщалось, что утверждены новые тарифы КТЖ на услуги магистральной железнодорожной сети. В апреле 2023 года КТЖ подала заявку на повышение тарифа услуг магистральной железнодорожной сети (МЖС) в связи с ростом зарплаты. Заявлен рост в 2023 году на 36%, в 2024-2025 годах – на 34%. Это увеличит конечный тариф примерно на 20%.