Участие в проекте строительства Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане может стоить Казахстану 300 млн долларов. Об этом в ходе видеомоста Астана – Бишкек, проведенного на площадке новостного агентства Sputnik Казахстан, рассказал казахстанский эксперт по энергетике Алмаз Абилдаев.
"В этом проекте есть определенные вопросы. Дело в том, что у нас пока вот это еще в теории и Казахстан, как мы знаем, должен выделить 300 млн долларов в этот проект, но сам договор на каких условиях будет составлен, пока не оговаривается, есть только рабочая дорожная карта. Как мы знаем, в первую очередь нужны гарантии возврата инвестиций и гарантии покупки хотя бы 50% электроэнергии в сторону Казахстана, как говорится. Эти вопросы, я думаю, лягут в основу прагматических каких-то соглашений между Кыргызстаном и Казахстаном", – сказал специалист в ходе выступления.
По словам эксперта, участие в проекте позволит Казахстану больше закупать из Кыргызстана по-настоящему "зеленой" электроэнергии, которую cможет обеспечить будущая Камбаратинская ГЭС-1, и решить вопросы с энергетической безопасностью на энергодефицитном юге.
Сейчас, как известно, наша страна обычно закупает электричество у южного соседа сезонно, в рамках бартерного обмена на поливную воду для южноказахстанских фермеров в вегетационный период и возврата электроэнергии осенью-зимой. Получается, что участие в проекте может помочь с влиянием на регулирование водного режима Средней Азии, от которого зависит юг Казахстана.
Напомним, в начале января Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан подписали дорожную карту по реализации проекта "Строительство Камбаратинской ГЭС-1". Таким образом, стороны договорились об основных условиях реализации проекта и обозначили предстоящие шаги для своевременного ввода в эксплуатацию электростанции. Однако детали проекта все еще остаются туманными.
"Как вообще это все будет выглядеть? Сколько процентов (вырабатываемой ГЭС электроэнергии. – Прим.) мы будем забирать в Казахстан? Все это еще предмет больших договоренностей. Тут мы еще должны учитывать то, что в Центральной Азии реально независимыми, которым ничья энергия не нужна, являются только две страны – это Казахстан и Туркменистан. Мы полностью можем обеспечить себя углем, мазутом. Хорошо, у нас с газом – там иностранный газ. Но мы себя энергией можем обеспечить. Казахстан ставит другой вопрос: что, де, уголь – это грязная энергия… Если юг будет страдать дефицитом, просто будем 80% использовать угля, но вопрос, главное, мы же свою энергетическую безопасность чем-то закрываем. Этот вопрос просто извне нам толкают, то, что мы должны Парижское соглашение там соблюдать – это другой вопрос, политический, извне идет к нам, как говорится, давление. Если бы этого не было, Казахстан свободно обошелся своим углем и мазутом", – сказал Абилдаев в ходе дискуссии.
Кроме того, по мнению эксперта, немаловажным является тот факт, что по вопросу строительства Камбаратинской ГЭС-1 Кыргызстан обратился не к Китаю, а к центральноазиатским странам, хотя КНР, нуждающаяся в электроэнергии, могла бы его легко профинансировать.
"Мы сейчас главный вопрос должны понять: что сам Кыргызстан, как он видит этот проект, в первую очередь, и потом мы и Узбекистан, допустим, должны уже дальше начать торговаться, договариваться, как говорится. Мы еще не видим, что для себя сам решил Кыргызстан, отсюда мы должны плясать", – уверен член общественного совета минэнерго.
По информации замначальника отдела перспективного развития и капитального строительства киргизской компании "Электрические станции" Ибрагима Алиева, строительство Камбараты-1 в 2014 году оценивалось ТЭО в 2,9 млрд долларов, что предполагало сооружение плотины высотой 256 метров и электростанции установленной мощностью 1,86 ГВт, то есть цена на 1 МВТ станции ожидалась примерно на уровне 1,5 млн долларов. Расчетный срок строительства станции составляет 9 (!) лет. Здесь можно сделать вывод, что предстоящая стоимость проекта с учетом выросшей глобальной инфляции будет значительно дороже.
В электроэнергетической компании Кыргызстана рассчитывают, что проект Камбаратинской ГЭС-1 может частью отбиться за счет экспорта электроэнергии в Пакистан через транзитный Афганистан по возводимым в этом направлении высоковольтным электросетям проекта CASA-1000, хотя такая перспектива была поставлена в ходе видеомоста под сомнение киргизским экспертом Кубатом Рахимовым, который указал на движение Пакистана в сторону ядерной энергетики. Здесь можно добавить, что эта южноазиатская страна в последние годы живет на западные и китайские кредиты и ее платежеспособность в будущем может не измениться.
"Кыргызстан тоже долго занимался поиском инвесторов. Мы обращались к Китайской Народной Республике, но вопрос, видимо, очень много было заинтересованных инвесторов, изучали они, смотрели, но окончательного соглашения пока нет. До сих пор вот китайская компания там продолжает проявлять интерес, в последнее время буквально тоже они приходили к нам. А потом все-таки наше руководство и руководство среднеазиатских республик, в том числе Казахстана, видимо, они там тоже как-то вот решили Камбарату, особенно когда шли переговоры с Узбекистаном, были на правительственном уровне – все-таки решили вместе строить", – отметил Алиев.
По его словам, наиболее сложным вопросом проекта сейчас является выбор финансовой модели, которую должны согласовать участники. Соглашение по строительству ГЭС находится на стадии разработки, узбекская и казахстанская стороны внесли свои замечания, выстраивается финмодель. Он сослался на мировую практику по применению концессионных договоров, где все участвующие концессионеры вкладываются и определяют проектную компанию, которая будет вести весь цикл работ, такой вариант сейчас ждет одобрения.
"Самой дорогой будет плотина, и в техническом смысле тоже ее строительство является наиболее сложным, потому что таких плотин еще у нас в постсоветском периоде не строилось. Здесь должна быть очень высокая степень изученности самого створа, самой геологии, с современными подходами на большую глубину. И, кроме того, еще другая опасность – это вот в районе расположено очень много сейсмогенерирующих разломов – надо тоже оценить их влияние, чтобы было безопасно. В этом ТЭО, которое существует, специально мы давали раздел в случае аварии на Камбаратинской ГЭС – какие последствия могут быть для региона. Согласно заключению разработчиков, там, в принципе, Токтогульская ГЭС все компенсирует, водохранилище", – детализировал представитель компании "Электрические станции".
В ходе выступления он напомнил, что по старой схеме в 90-е годы Кыргызстан поставлял воду за денежные средства в зависимые от нее южные области Казахстана, получая до 50 млн долларов в год.
"Сейчас это заморожено. Поэтому Кыргызстан в одностороннем порядке терпит затраты на содержание, на регулирование водных ресурсов. Поэтому это тоже надо восстановить, вообще, должны быть рыночными отношения между странами, любая страна если потерпела какие-то затраты, они должны как-то компенсироваться общими задачами проекта", – указал Ибрагим Алиев.
Напомним, проект строительства Камбаратинской ГЭС-1 замышлялся еще в Советском Союзе. В 2007 году Казахстан, Кыргызстан и Россия договаривались по вопросу строительства Камбаратинских ГЭС на реке Сырдарье, писали российские СМИ, но, очевидно, дальше слов дело не пошло.
К слову, по данным "РИА-Новости", в 2012 году Россия и Кыргызстан заключили соглашение о строительстве в Кыргызстане на реке Нарын Верхне-Нарынского каскада ГЭС, состоящего из четырех станций и Камбаратинской ГЭС-1. Общая запланированная мощность каскада должна была составить 237,7 МВт. Для строительства каскада было создано ЗАО "Верхне-Нарынские гидроэлектростанции", половина которого принадлежала "Русгидро" с российской стороны, вторая половина – ОАО "Электрические станции" со стороны Кыргызстана. Но в 2016 году парламент Кыргызстана в одностороннем порядке расторг соглашение о строительстве каскада. К тому моменту "Русгидро" вложило в проект 37 миллионов долларов собственных средств и впоследствии потребовало вернуть их. В феврале 2022 года кабмин Кыргызстана заявил, что спор между российской компанией и правительством республики по этому вопросу урегулирован.
Затраты на строительство Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане с участием Казахстана и Узбекистана планировалось разделить поровну между тремя странами, сообщало минэнерго. Согласно планам ведомства, в проект планировалось привлечь кредиты, но без госгарантий Казахстана, уточнял "Казинформ". По данным СМИ, сейчас участники проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 не исключают привлечения в него РФ.
Со своей стороны отметим, что устремления минэнерго Казахстана вложиться в энергетический объект за рубежом могут вызвать удивление у обывателя, особенно на фоне недавнего финансирования в кредит "КазМунайГазом" строительства ТЭЦ в Румынии. У населения может возникнуть вопрос: почему бы сначала не обновить весь электроэнергетический сектор в Казахстане, испытывающий дефицит и постоянные аварии, прежде чем разбрасываться заемными инвестициями в зарубежье, чьи перспективы туманны.
Как известно, за годы независимости в самой стране не было построено ни одной новой теплоэлектроцентрали. В 2010-х годах была сделана попытка возвести Балхашскую ТЭС, однако этот проект закончился выплатой штрафной компенсации корейской стороне.