Урал без птиц

Артур Шахназарян Артур Шахназарян
3878

NCOC просит разрешение на логистику с помощью судов на воздушной подушке.

Урал без птиц

В случае если оператор Кашаганского проекта – компания NCOC - пролоббирует через госорганы разрешение на строительство пассажирского терминала под суда на воздушной подушке на Северо-Каспийской базе реагирования на нефтяные разливы (СКЭБРа), то заповедная зона устья реки Урал, по мнению некоторых экологов, может остаться без одного из важнейших видов фауны - без птиц. Первые общественные слушания должны состояться уже сегодня – 7 сентября.

Проект так называемого пассажирского терминала, а по сути Базы судов на воздушной подушке лоббирует подрядчик компании NCOC – ТОО "КМG Systems & Services" совместно с разработчиком проекта ТЭО ТОО "Caspian HES Consulting" и разработчиком ПредОВОС – ТОО "Центр дистанционного зондирования и ГИС "Терра". Первые общественные слушания по ПредОВОС или первый шаг по получению разрешительных документов назначено на 7 сентября в Атырау.

Главным обоснованием строительства пассажирского терминала является создание нового транспортного пути снабжения нефтедобывающего комплекса. Точнее, перевозки персонала, а в будущем грузов первой необходимости. С самого начала реализации Кашагана логистика проекта ведется с помощью вертолетов и морскими судами из базы в Баутино. Кроме того, уровень Каспия стал очень резко снижаться, причем очень серьезно - на 70 см за последний год. По мнению специалистов, если уровень Каспия упадет еще на метр, то весь проект Кашагана можно будет останавливать только из-за того, что суда снабжения просто не смогут добраться до добывающих островов. В 1998 году, когда работы на Кашаганском месторождении только начинались, уровень Каспия наоборот очень резко подымался и грозил затоплению ряду населенных пунктов. Ситуация ровно образом изменилось за 18 лет, что участники Кашаганского проекта могли не учесть в сценарии развития. Так считают противники Базы судов на воздушной подушке.

Позиция экологов остается неизменной: грубейшие ошибки менеджмента международного консорциума при выборе концепции добычи нефти Кашагана теперь решили попытаться обойти за счет экологии заповедной зоны.      

Варианты и маршруты

Проектанты  пассажирского терминала на СКЭБре утверждают, что расположение терминала для судов на воздушной подушке фактически в заповедной зоне устья реки Урал является самым оптимальным вариантом. Вообще вариантов месторасположения терминала у разработчиков проекта четыре, а маршрутов движения судов на воздушной подушке (СВП) два. На них стоит остановиться подробнее.

Первый вариант предусматривает необходимость реконструкции существующего Приморского канала в сторону моря. То есть канал необходимо расширить до 30 метров, очистить и углубить. Однако маршрут выхода СВП с базы СКЭБР до морского канала проходит по территории государственного природного резервата "Акжайык", что в свою очередь запрещает движение СВП по экологическим требованиям. 

Во втором варианте выход судов предполагается в западном направлении в гавань базы. Движение судна по этому варианту должно происходить от существующего бассейна СКЭБР по каналу Приморский до реки Урал и дальше в Каспийское море.

Интересные выводы

По мнению оппонентов, строительство базы судов на воздушной подушке при реализации первого варианта с прокладыванием маршрута по территории государственного природного резервата "Акжайык" приведет к нарушению экологического равновесия, изменится привычная среда обитания большого количества охраняемых редких видов млекопитающих и птиц. Территория ПГР "Акжайык" является неотъемлемой частью дельты реки Урал, которая входит в состав водно-болотных угодий международного значения и внесена в список Рамсарской конвенции.

То есть противостоящая сторона считает, что общественность имеет дело с простой манипуляцией проектантов. По их мнению несколько вариантов (из которых по сути один заранее совершенно неприемлем и о нем можно было разве что упомянуть, но не рассматривать) создают ощущение, что общественности представляют лучший выбор. Их главным аргументом является то, что маршрут движения судов на воздушной подушке через Приморский канал юридически невозможен из-за международных обязательств Казахстана по Рамсарской конвенции, но в этом случае остается простая альтернатива - гнать суда на воздушной подушке через основное русло реки Урал, что фактически является еще худшим вариантом даже по сравнению с Приморским каналом. По Основному руслу юридически можно, но только с разрешения рыбоохраны. Экологи и общественные деятели уверены, что оба варианта неприемлемы с экологической точки зрения.

Птичья цена

Чем грозит реализация Проекта пассажирского терминала, видно по результатам подсчета проведения самими проектантами фоновых экологических исследований по биоразнообразию. Ярким примером является подсчет видов фауны. На всей проектной территории за период проведения исследований было учтено 48 видов птиц, принадлежащих к 8 отрядам, общим количеством 2801. Учтено млекопитающих общим количеством 54 особей, в том числе 15 тюленей. Присутствие млекопитающих фиксировалось по следам, за исключением ондатры и тюленя, когда учитывались особи вживую. Также отмечено 4 вида рептилий. Из видов, занесённых в Красную книгу РК, в период исследований были учтены: колпицы, черноголовый хохотун, кудрявый пеликан, орлан-белохвост, малая белая цапля, каравайка, скопа. Согласно выводам самих же проектантов, при строительстве пассажирского терминала основные воздействия на животный мир будут оказывать такие факторы, как изъятие земель и факторы беспокойства (шум, свет, вибрация). Работы по реконструкции Приморского канала при реализации первого варианта, которые будут заключаться в расширении и углублении его русла, нанесут значительный ущерб представителям животного мира, обитающим на прибрежной территории. По береговой части Приморского канала в тростниковых зарослях гнездятся цапли, кваква, речные и морские утки и многие виды отряда воробьинообразных. Береговая линия канала на всём его протяжении является также местом обитания ондатры, где она устраивает свои норы, местами обитания кабана, енотовидной собаки и горностая. Механические воздействия, связанные с расширением русла Приморского канала, повлекут за собой уничтожение мест обитания выше перечисленных представителей животного мира. На этапе эксплуатации на животный мир будет оказывать воздействие фактор беспокойства, который будет выражаться в шумовом воздействии двигателей СВП. Следует отметить, что при реализации Варианта 1 маршрут движения СВП будет проходить по каналу Приморский, через ГПР "Акжайык". Следует отметить, что территория ГПР "Акжайык" является неотъемлемой частью дельты реки Урал, которая входит в состав водно-болотных угодий международного значения и внесена в список Рамсарской конвенции. Здесь гнездятся редкие виды, такие как каравайка, евразийская колпица, малая белая цапля, египетская цапля, желтая цапля, султанка. Реализация проекта по первому варианту может повлечь за собой нарушение договоренностей, достигнутых на международном уровне.

Их там нет!

Такие факторы, как шум, вибрации от судов воздушной подушке по логике разработчиков проекта не должны принести гибель тем же птицам, если маршрут пойдет  по основному руслу или маршруту №2. Проектанты считают, что птицы уже адаптировались к внешним антропогенным воздействиям, как и рептилии и др. виды фауны. В документах разработчиков сказано: "При реализации Вариантов 2 и 4 существенных воздействий на животный мир прибрежной части при движении СВП по руслу реки Урал не ожидается по той причине, что река Урал является основной связующей водной артерией для прохождения самых различных плавсредств с моря до речного порта Атырау и обратно. Поэтому у птиц и млекопитающих сложилась своеобразная защита. Птицы не устраивают по береговой кромке тростника, произрастающего у воды, свои гнёзда. А колониальные виды птиц вообще не образуют гнездовых колоний от левого и правого берега реки Урал на расстоянии 1,5 км". Проще говоря, по мнению разработчиков, представителей фауны там нет, а если есть, то они адаптированы: две тысячи восемьсот птиц, часть из которых краснокнижные.

Повторение пройденного 

Напомним, это вторая попытка внедрить в Кашаганский проект применение судов на воздушной подушке. Первая была в 2010 году. Тогда в районе Карабатана подрядчик "Аджип ККО" компания "Ерсай Каспиан контрактор" уже практически построил терминал для судов на воздушной подушке. Они планировали осуществлять перевозки вахтового рабочего персонала между Кашаганом и Карабатаном. Путь судов от терминала до острова D, то есть он повторял маршрут нефтепровода Кашаган - ГПЗ на Карабатан с обязательным пересечением Специальной Экологической зоны (границы которой прописаны в Экокодексе РК), то есть так называемой Заповедной зоны устья Урала и предустьевой зоны Северного Каспия. Тогда это получило значительный резонанс в обществе и массу негативных публикаций в СМИ. В итоге проект был приостановлен.

Артур Шахназарян

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться