Почему NCOC и Shell отказались от проектов на шельфе Каспия, а "Лукойл" берется

10981

Причина отказа инвесторов от проектов крылась в разных налоговых режимах для двух консорциумов.  

Почему NCOC и Shell отказались от проектов на шельфе Каспия, а "Лукойл" берется

Председатель правления нефтегазовой компании АО "НК "КазМунайГаз" Алик Айдарбаев в комментариях inbusiness.kz рассказал о причинах ухода инвесторов из двух таких перспективных проектов, как Каламкас-море и Хазар, и что будет предпринято, чтобы удержать нового партнера при освоении месторождений в казахстанской части каспийского шельфа.

Свято место пусто не бывает

Прошло ровно два года, как крупнейшие нефтегазовые компании в лице NCOC (North Caspian Operating Company) и Shell отказались от дальнейшего освоения двух перспективных участков в казахстанской части каспийского шельфа – Каламкас-море и Хазар. И, как говорится "свято место пусто не бывает". Месяц назад президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на XVII форуме межрегионального сотрудничества, заявил о том, что национальная компания "КазМунайГаз" приступает к освоению двух нефтяных месторождений в тандеме с российским гигантом – "Лукойлом".

"Мы приступаем к освоению крупных нефтяных месторождений Каламкас-море и Хазар. Определен стратегический партнер с российской стороны – это компания "Лукойл". Общая стоимость проекта составит около 5 миллиардов долларов", – сообщил тогда президент Казахстана.

Доли участия в уставном капитале ТОО "Аль-Фараби Оперейтинг".

Доли КМГ и "Лукойла" в совместном предприятии ТОО "Аль-Фараби Оперейтинг" составили 50,01% и 49,99% соответственно согласно договору купли-продажи. 

Два в одном 

Президент не оговорился, назвав два участка Каламкас-море и Хазар как одно крупное нефтяное месторождение. В этом-то и кроется вся суть новой сделки, нюансы которой уже объяснил позже в эксклюзивном комментарии inbusiness.kz глава национальной компании "КазМунайГаз" Алик Айдарбаев, отвечая на вполне конкретный вопрос: "Почему NCOC и Shell отказались от этих двух участков, а "Лукойл" согласился?"

"Во-первых, экономика была на грани рентабельности, когда два месторождения Каламкас-море и Хазар принадлежали двум разным консорциумам. Каламкас-море принадлежал консорциуму NCOC, а Хазар – консорциуму "Жемчужный", куда входили разные участники, которые, в свою очередь, долгие годы не могли договориться о синергии", – рассказал г-н Айдарбаев. 

Вторая причина отказа инвесторов от этих двух проектов крылась в разных налоговых режимах для двух консорциумов. 

"После того как два месторождения были возвращены государству, было принято начать все с "чистого лица", то есть объединить два месторождения в одно целое", – добавил г-н Айдарбаев. 

Кроме этого, по поручению государства готовится ряд преференций для инвесторов, решивших работать на освоении месторождений на море. 

"Таким образом, за счет объединения двух участков в один и изменения налогового режима Каламкас- море и Хазар "выстреливают". И сейчас у нас есть возможность дать им вторую жизнь", – резюмировал глава нацкомпании. 

Кстати, оценочные запасы этих двух участков на море составляют около 80 миллионов тонн, а газа – девять миллиардов кубометров. Для сравнения, в год в Казахстане добывается на всех месторождениях порядка 90 миллионов тонн нефти. 

Каспий – не Мексиканский залив 

Теперь хотелось бы напомнить о том, как объяснили свой отказ от этих двух перспективных участков предыдущие инвесторы. В конце октября 2019 года минэнерго Казахстана распространило официальное сообщение о том, что акционеры международного консорциума North Caspian Operating Company (NCOC) и британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell отказались осваивать такие новые проекты, как Каламкас-море и Хазар. 

В пресс-релизе ведомства говорилось, что свое решение инвесторы объяснили низкой рентабельностью морских проектов на шельфе Каспия, о чем они заявили еще за полгода до окончательного решения. 

В марте 2019 года председатель нефтяного концерна Shell в Казахстане Оливье Лазар и глава казахстанского представительства французской Total Паскаль Бреан во время встречи с журналистами ясно дали понять, чего хотят инвесторы от казахстанских властей, чтобы продолжить здесь освоение новых месторождений на шельфе Каспия. Оба были единодушны во мнении, что вопрос упирается в законодательство, которое, несмотря на уже предпринятые казахстанским правительством шаги, все еще нуждается в усовершенствовании.

"Говоря о перспективности освоения морских месторождений нефти Хазар и Каламкас, то их ни в коем случае не следует разрабатывать в отдельности. Это будет очень дорого. Нам нужна экономия средств от масштаба", – отметил тогда глава Shell в Казахстане г-н Лазар. 

Под масштабностью, которая может дать серьезную экономию средств при освоении небольших по сравнению с Кашаганом морских месторождений, Оливье Лазар подразумевал создание хабов на Каспии. 

"Нам нужны хабы, то есть центры сосредоточения средств, инфраструктуры, сервисных предприятий, человеческих ресурсов. И тогда мы сможем начать освоение новых месторождений на шельфе. Вокруг этих хабов будут поселки и предприятия-спутники, как в Мексиканском заливе. Нам нужны большие объемы, нам нужно много новых проектов, чтобы они шли один за другим и, таким образом, обеспечили бы целесообразность привлечения новых инвестиций в экономику Казахстана, чего добиваются сегодня власти республики", – подчеркнул г-н Лазар. 

Масштабность, по мнению эксперта, позволит привлечь как можно больше участников, то есть создать ту самую конкурентную среду, которая, в свою очередь, приведет к снижению цен, а следовательно, к удешевлению стоимости проектов. Он отметил, что морские проекты Хазар и Каламкас как раз могут стать очередными "якорями" дальнейшего развития Каспийского региона. 

В то же время г-н Лазар напомнил, что Каспий – не Мексиканский залив. Мало того что затраты на нефтедобычу на море всегда выше, чем на суше, в условиях Каспия они возрастают в разы. Здесь непрозрачные воды, сильное заледенение в зимний период, высокое пластовое давление. Shell и другие участники международного консорциума NCOC, используя свой опыт, постараются сделать все возможное для освоения новых проектов на шельфе. Но нам нужна помощь со стороны всех игроков: правительства Казахстана, сообщества поставщиков и подрядчиков, потому что мы начинаем игру на новом поле", – добавил г-н Лазар.

 "Могут возникнуть возражения, мол, зачем менять законодательство ради нескольких компаний, но без новых правил игры мы не сможем гарантировать яркое будущее Каспийского моря", – резюмировал Оливье Лазар. 

Глава "Тоталь" в Казахстане Паскаль Бреан также посетовал на то, что офшорные проекты на Каспии сложные и очень затратные. 

Кроме этого, процесс обсуждения проектов с властями очень длительныq. По его словам, компании Total, которая работает во многих странах мира, потребовалось четыре года, чтобы запустить проект в соседней с Казахстаном России. А в Казахстане переговоры с подрядчиками и поставщиками занимают вдвое больше времени, почти семь лет. 

Тренд времени

Тем временем в интервью inbusiness.kz российский эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Игорь Ивахненко заметил, что уход инвесторов был связан с причиной более глобального, а не локального характера.

"Близится очередной цикл глобального снижения цен на сырьевые товары. В том числе на углеводороды. Предполагается, что снижение будет сильным. Для публичных иностранных компаний эти ожидания важны, помимо прочего, отчетностью перед акционерами. Акционеры хотят знать, насколько защищены их капиталы. А это зависит в том числе от того, какое соотношение у той или иной компании в активах прибыльных и рискованных проектов. Поэтому нефтяники начинают избавляться от проектов с рискованной экономикой", – сказал г-н Ивахненко. 

Он также заметил, что Северо-Каспийский проект (Кашаган), как и вся казахстанская часть каспийского шельфа в целом, зона высокого риска.

"Примерно такая же ситуация имела место при освоении российского шельфа Арктики. До 2013 года инвесторы жестоко конкурировали за возможность доступа туда. Но теперь все запланированные проекты остановились", – сказал г-н Ивахненко. 

По его мнению, в последующие несколько лет выход международных компаний из рискованных проектов продолжится. 

Кульпаш Конырова

PS: Каламкас-море – крупное морское месторождение на Каспии, входит в одну контрактную территорию с месторождением Кашаган. В 2019 году консорциум NCOC, который разрабатывает Кашаган, отказался от освоения месторождения Каламкас-море. 

Хазар входит в контрактную территорию проекта Жемчужины. Это нефтяное месторождение разрабатывал концерн Shell. Однако в 2019 году отказался от своих планов.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться