Урбанист: Надо создавать условия для жизни в других городах, чтобы все не бежали в Алматы

8606

О хаотичной застройке, Градостроительном кодексе и последствиях непродуманной архитектуры казахстанских городов в интервью inbusiness.kz рассказывает архитектор Айдын Акбай.

Урбанист: Надо создавать условия для жизни в других городах, чтобы все не бежали в Алматы Фото: inbusiness.kz

Несогласованность действий с общественностью, непрозрачность строительства объектов приводит к некоторым трудностям, доходящим до конфликтов. Население не в курсе, например, кто начинает строить торговый дом за окном вместо имеющейся детской площадки. О трендах и проблемах в сфере архитектуры и урбанизации рассказал inbusiness.kz архитектор Айдын Акбай.

– Дайте сравнительный анализ – какие города наиболее подвержены проблеме хаотичной застройки? Причины?

 Более интенсивное строительство идет в южных городах. Это мировой тренд, урбанизация идет во всем мире, и Казахстан не исключение. Бывает, что правительство не успевает реагировать на рост урбанизации, но, честно говоря, в Казахстане именно хаотичных застроек я не наблюдал. Например, в Алматы, в водоохранных зонах, хаотичная застройка присутствовала. В верхней части города у рек строились коттеджи, а ниже по течению на берегах селились малообеспеченные люди, но это не имело массового характера.

Сейчас бывают эксцессы, но, чтобы это было массовым, такого нет, в 90-х годах было много подобных случаев.  А сейчас у нас проблема больше не в хаотичности, а в том, что нет освоения новых территорий, инфраструктуры, сетей – газ и электричество не подводятся вовремя, дорог и благоустроенности нет.  Мы не успеваем строить сети, дороги, сады, школы, больницы. Но уже в последние несколько лет власти начали заметно чаще обращать на это внимание, работа в этом направлении есть.

– Назовите меры или способы, которые помогут, на Ваш взгляд, изменить ситуацию с застройкой?

 До сегодняшнего дня главной заботой было обеспечение всех жильем, только на это и делали акцент, по большей части именно из-за этого дисбаланс и произошел. Жилье построили, а инфраструктуры к нему нет, нет и социальных объектов. Нужно создавать экономические и финансовые условия для привлечения инвестиций, чтобы инвесторы начали вкладывать в школы, сады и другие важные объекты. Сейчас у нас субсидируется жилищное строительство, но недостаточно субсидируются инфраструктурные сети. Если более активно заинтересовывать инвесторов не только жильем, то рынок сам по себе выровняет эту ситуацию.

– Экоактивисты Алматы предлагают ввести мораторий на строительство на склонах гор из-за угрозы схода оползней и землетрясений. Ваше мнение на этот счет?

 Да, они правы в том, что нужно ограничить строительство. По большей части там идет индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), и на этих склонах, помимо всего, нужно разрабатывать проекты по устойчивости склонов – это специальные инженерные решения, чтобы склон не ушел. У нас эти проекты практически не делаются, потому что ИЖС – это частный сектор, где можно строить хозспособом.  Если в обычных местах это нормально, то на склонах – проблема. Тут нужно доработать закон и дополнительные требования, чтобы люди, помимо проекта дома, делали и проект по устойчивости склонов.

– Вы говорите о том, что строят, где хотят, но они же согласовывают с акиматами?

 Люди уже по имеющимся участкам подают заявки, и акимат согласно закону выдает им разрешение под строительство. Закон обратной силы не имеет, может быть, там надо генеральный план пересмотреть, сделать эти земли полностью рекреационными зонами, где запрещено строительство, и так потихоньку выводить из ИЖС. Но для этого должен быть диалог с населением, обратный выкуп – какие-то конкретные решения нужны. И, конечно, с точки зрения экологии строительство на склонах лучше бы запретить.

– Существует ли в стране нехватка архитекторов и других специалиств отрасли? Чего в целом не хватает Казахстану для качественной урбанизации городов?

 Я, как архитектор, больше забочусь о правах архитекторов.  В стране проблема сейчас не в количестве специалистов, а в статусе и оплате труда. У архитекторов они очень низкие, и из-за этого страдает качество проектирования. Полномочия архитекторов урезали, ответственность сократили. Получилось, что у нас архитектор – бесправный, который ничего толком не может сделать.

Например, по денежной части: стоимость проектирования у нас ниже 1% от СМР, а в мире до 15%, и потому в других странах мы наблюдаем красивые города, а у нас же, соответственно, невозможно сделать качественный проект. Таким образом, минус в несовершенстве законодательства, которое сейчас регулирует работу проектировщиков-архитекторов.

– Если это низкооплачиваемый труд в Казахстане, наверное, мало кто идет работать…

 Напротив, профессия архитектора популярна, но люди обжигаются и уходят. Большинство сильных специалистов уходят в дизайн или другие направления, и со временем в массе своей остаются архитекторы низкого уровня.

– Архитектура как наука в строительстве, выходит, не развивается?

 Незначительное развитие есть, но не такими темпами, как во всем мире. Это замкнутый круг. С одной стороны, мы не соответствуем мировым стандартам, с другой – заказчики, желая получить хороший проект, привлекают иностранных архитекторов.  А те в сто раз дороже берут, чем наши архитекторы, в итоге эти деньги уходят из Казахстана за границу.  Есть известная поговорка: "Если не хотите кормить свою армию, будете кормить чужую", так и здесь  не хотите кормить своих архитекторов, будете кормить чужих. В результате огромные суммы уходят из РК, что бьет в целом по архитектурной отрасли.

– Сколько лет продолжается проблема привлечения иностранных специалистов и нехватки своих кадров?

 В течение 30 лет, то есть на протяжении всех лет независимости нашего государства. Но в Казахстане не у всех так сложилось, например, в отличие от архитекторов, достаточно высокого уровня достигли наши строители и дизайнеры – они хорошо зарабатывают. Да, у нас есть очень талантливые архитекторы, но, согласитесь, так как сильные архитекторы предпочитают уезжать в Америку и Европу, у нас их можно всех буквально по пальцам пересчитать. Для Казахстана это невероятно мало.

– В стране разрабатывается новый Градостроительный кодекс. Что это даст?

 Кодекс позволит упорядочить все отношения, которые есть в этой отрасли. Мое субъективное мнение – существующий закон, который сейчас у нас есть, можно назвать переходным от советского периода. И кодекс будет следующим шагом. Я бы хотел видеть участие в создании этого кодекса всех экспертов Казахстана: проектировщиков, архитекторов, строителей, урбанистов, и чтобы создание документа было прозрачным.

– Известно ли Вам, на какой стадии создание документа?

 Меня включили в комиссию, но пока в каких-либо собраниях или совещаниях я не участвовал, мои предложения не собирали. Если дадут возможность участвовать в работе над кодексом, то с моей стороны я надеюсь продвинуть пункты, повышающие статус архитекторов и оплату труда.

– С чем связана в последнее время активизация властей в способствовании урбанизации?

 Урбанизация  это мировой тренд. У нас городское население уже составляет большую часть – свыше 50%, и это естественный процесс, идущий не только в Казахстане. Как и в любом другом государстве, нерешение городских проблем со временем может вызывать серьезные социальные недовольства, и это очень хорошо, что наши власти обращают на это внимание.

– В связи с неуклонным ростом городов как обстоят дела с животноводческими хозяйствами, расположенными в черте города? Способна ли санитарно-защитная зона уберечь субъект от вынужденного переезда?

 В Алматы сегодня стоит проблема с агломерацией, потому что в городе жить дорого и люди пытаются селиться в пригородной зоне. Этот дисбаланс как раз надо остановить и оставлять продовольственные пояса вокруг городов.  Также необходимо создавать условия жизни и в других городах для того, чтобы не только в Алматы люди стремились жить.

От себя добавлю, что для создания благоприятной городской среды важен не только высокий уровень архитекторов, но и просвещенный заказчик с хорошими строителями. К примеру, приведу формулу создания архитектурного шедевра "Башня Көк-Төбе"  место, красивая гора, просвещенный заказчик Кунаев, советские архитекторы и строители. В результате башня стала визитной карточкой Алматы.

Сейчас в современном мире к заказчику приравнивается и общественность. При составлении задания для архитекторов на самом начальном этапе должны проводиться опросы среди населения, соучаствующее проектирование. Это нужно для того, чтобы общественность выразила свое мнение о том, что хочет видеть в городе или в здании. Процесс строительства пройдет бесконфликтно, если заказчик изначально формирует полноценное задание уже с учетом общественности, после этого архитектор спокойно разрабатывает проект, а строители спокойно строят. А у нас же получается,что общественность узнает о стройке по факту, когда уже идет строительство, из-за чего конфликты и происходят. Также очень важно внедрить практику проведения открытых архитектурных конкурсов по всем важным для города объектам, это позволит гарантированно вырабатывать наилучшие решения.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться