В Казахстане предложили расширить подушевое финансирование в образовании

4287

Единые тарифы должны работать для всех организаций образования независимо от формы собственности.

В Казахстане предложили расширить подушевое финансирование в образовании Фото: inbusiness.kz

По словам мажилисвумен Екатерины Смышляевой, до сих пор не найден адекватный механизм реализации подушевого финансирования, передает inbusiness.kz.     

"Еще не отгремели скандалы с "Арт спортом", а новые цифровые инструменты уже удивляют. Так, распределение мест среди родителей происходит "на скорость". Места в очереди на портале Алматы закончились за 40 с небольшим минут. На самом деле такой якобы "справедливый" и современный подход используется правительством очень часто и в разных областях. Особенно когда чего-то не хватает на всех",  сказала она.

Как отметила Екатерина Смышляева, первыми жертвами "цифровизации" стали фермеры. На основании быстроты подачи документов распределялись субсидии. Счет шел на минуты, деньги заканчивались молниеносно, пояснила депутат. 

"Рекорды сельского хозяйства побило льготное кредитование министерства индустрии. В данном случае борьба за машины завершилась за 18 секунд. Как говорится, кто не успел, тот опоздал. И вот сегодня подход добрался до социальной сферы. Здесь дефицит распределяемых благ отягощается рядом организационных проблем. Во-первых, идет недооценка реальной потребности на фоне отсутствия адекватного учета контингента детей. Идет дублирование и недоучет получателей услуг у двух администраторов, работающих одновременно, это минпросвещения и минкультуры. При этом нет единой электронной очереди, полноценной интеграции систем",  отметила она.

Во-вторых, по словам Смышляевой, объемы заказа неравномерно распределяются по регионам и внутри регионов. Объем по областям зависит от возможностей местного бюджета, хотя право на получение дополнительного образования имеет каждый маленький гражданин страны.

"В-третьих, реализацию осложняет неравномерное распределение поставщиков услуг. Так, в сельской местности их недостаточно. А участие государственных организаций в оказании услуг по спортивному и творческому заказу ограничено. В-четвертых, на сегодня в системах распределения отсутствуют какие-либо критерии отбора, очередности, ограничений по видам занятий. При этом не реализуется и механизм случайного отбора. Главный критерий – это скорость нажатия клавиш",  продолжила она.

Таким образом, по ее словам, попытки цифровизации, наложенные на дефектные бизнес-процессы, не решают проблему нехватки мест, машин или денег. А вместо прозрачности и доступности провоцируют недоверие, несправедливость и разочарование.

"В связи с этим считаем необходимым изменить подходы к распределению подушевого финансирования на межведомственном уровне, при этом: пересмотреть бизнес-процесс оказания услуг дополнительного образования с установлением одного ответственного госоргана, установить единообразный подход. Подушевое финансирование с едиными тарифами должно работать для всех организаций образования независимо от формы собственности; создать единую электронную очередь на базе информационной системы учета контингента министерства просвещения; установить критерии очередности распределения мест для отдельных категорий детей; предусмотреть механизм рандомного отбора, но при обязательной регистрации всех заявок; обеспечить равный доступ детей к получению услуг дополнительного образования",  резюмировала депутат.

Читайте по теме:

Новые детали хищений сотен миллионов тенге школами Приаралья

Через четыре года в стране будет критическая нехватка мест в школах

Сколько будут стоить "комфортные школы"?
 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться