Через четыре года в стране будет критическая нехватка мест в школах

16647

Как модернизируют казахстанские школы, выяснял inbusiness.kz.

Через четыре года в стране будет критическая нехватка мест в школах Фото: Махмуд Байходжаев

Школа-лицей в городе Аральске Кызылординской области стала первым учебным заведением в регионе, которое модернизировали в рамках проекта "Развитие потенциала опорных школ в сельской местности". 

Почти 250 млн тенге выделены фондом "Қазақстан Халкына" через Фонд устойчивого развития образования. Как и в других школах проекта, несколько десятков учителей прошли курсы повышения квалификации.

В аральской школе 34 учебных кабинета получили новое оборудование и мебель. Так, кабинеты биологии, физики, химии оснастили лабораторным оборудованием, включая реагенты. Открыты кабинеты дополнительного образования, как STEM-лаборатория, арт-студия, мастерские.

Менеджер проекта Асылан Айтахметов ответил на вопросы редакции.

Асылан Айтахметов

– Вы побывали во многих райцентрах, модернизировали десятки сельских школ. По каким предметам хромает материально-техническое оснащение учебных заведений?

– Лаборатории. Любые. Могут быть кабинеты новые. Новые парты, новая интерактивная панель. Но там может не быть реактивов, реагентов. Именно тех вещей, с которыми дети должны проводить вручную опыты в лабораториях. Также мы ставим новые кабинеты – STEM-лаборатория, арт-студия. Еще есть проблема с мебелью. Во многих селах старые, потрепаные, переваренные парты. Когда ходишь по школе через день после оснащения новой мебелью, дети говорят, смотри, как за рубежом стало.

– На Ваш взгляд, пять лет достаточно для реализации и мониторинга школ в рамках проекта?

– На сегодня в нескольких школах мы отслеживаем проект уже три года. Все идет к тому, что школы учатся себя мониторить. В этом им помогает НИШ (Назарбаев интеллектуальная школа.  Ред.) со своей методологией. Растет уровень образования. Но, чтобы увидеть реальные результаты, нужно лет 15 и более, когда сегодняшний первоклассник покинет школу, получит диплом и устроится на работу. Тогда будет понятно, как в целом мы повлияли на уровень образования страны.

– Вы побывали в школах на юге и севере страны. Есть разница между ними?

– Это миф – это мое личное мнение. Многие говорят, что в северных, восточных регионах качество образования выше, потому что у них другая система образования. На самом деле это очень банальная математика. В школах Северного, Восточного Казахстана учится 300-400 детей. Это средняя численность одной сельской школы. В южных, западных регионах, например, в этой (аральской) учится 1200. И таких школ в Аральском районе несколько. В классе может сидеть 30 или 12 человек. Учителю проще и удобно объяснять 12 ученикам, уделять им в два раза больше внимания, выдавать в два раза больше информации. Проблема – в соотношении проектной мощности. Например, школа рассчитана на 600 человек, а учится 1200.

– Значит, на юге надо разгрузить школы или больше строить маленькие учебные заведения?

– Мы в начале проекта считали. Это не официальная информация. Это наш примерный подсчет. Через четыре года у нас в стране будет критическая нехватка мест в школах. Не будет хватать школ. Я считаю, что программа "Комфортная школа" должна разгрузить учреждения. И снова мое мнение – "Комфортная школа" создаст много школ, но их все равно не хватит - нужно исходить из прогноза прироста населения, как это хорошо видно на юге. Так, на 2010-2018 годы пришелся пик рождаемости. И эти дети пошли и пойдут в школы.

– Почему школы оснащают именно на 250 млн тенге?

– Первые пилотные школы в 2019 году мы оснащали на 200 млн тенге. В 2022 году, имея опыт оснащения, мы сделали перерасчет всего, чтобы охватить большинство кабинетов. Возможно, мы не охватываем пару кабинетов, как в аральской школе, повторяющиеся. Если в школе три кабинета казахского языка, мы охватим два. Поначалу оснащаем кабинеты математики. Затем биологии, физики, химии. Там, где есть лаборатории, чтобы дети на практике проводили опыты, пользовались приборами. Потом кабинеты творчества и начальные классы. После – гуманитарные науки. Потому что в большинстве случаев можно использовать интерактивные панели, наглядные пособия. Например, языки можно преподавать и со старыми книгами, в старом кабинете. Сложно обучать химии с недостаточной лабораторией, без вытяжного шкафа, новых парт. Также мы не требуем от учителей отчетов о проведении лабораторных опытов, с использованием нового оборудования. Главное, у них и детей есть возможность проведения опытов. В целом во многих школах ведутся опыты – учителям легче преподавать, выносить итоговые оценки. Мы создаем условия, когда педагогу проще по атомам разобрать и показать химическую реакцию. Один из учредителей частной школы в Астане сказал, что, если ребенок в процессе химического опыта или научной проектной работы взорвет кабинет химии и при этом никто не пострадает, нет никаких проблем. Чтобы понять процессы, человек должен обжечься. Мы бы хотели, чтобы учителя государственных школ также не боялись использовать предоставленные учебные пособия и материалы.

– Модернизированная школа не является филиалом НИШ?

– Нет. НИШ поддерживают модернизированные школы только методически. Проект благотворительный. В целом ни один партнер проекта не извлекает из него коммерческую выгоду. Поставщики оборудования и мебели получают средства фонда "Казахстан Халкына" напрямую. Наш фонд лишь оператор. К слову, бизнесмены в регионах, узнав о проекте, тоже модернизируют местные школы. Так, один предприниматель на свои средства закупил для одной сельской школы несколько новых кабинетов. Планирует поэтапно оснастить всю школу. Такой вот косвенный эффект проекта.

– Что будет, если дети сломают оборудование, поставленное фондом?

– Был в школах, где не использовали лабораторное оборудование, установленное 10 лет назад. Техника может стоять в кабинете в том же состоянии, в котором приехала. Берешь микроскоп из коробки, на нем ни одного отпечатка пальцев. Но такое редко. Больше случаев, когда микроскопы после занятий кладут обратно в коробки. Педагоги боятся, что дети сломают оборудование. В рамках нашего проекта учитывается, что дети могут повредить оборудование новых классов. Это человеческий фактор. Да, мы будем проверять оборудование в течение трех лет, но это не значит, что его нельзя использовать. Если за это время, например, в кабинете химии не сломалась колба, думаешь: либо супербережливый учитель, либо использовали очень мало. Вместе с тем есть много педагогов, которые после работы, до девяти вечера или на выходных, находятся в школах. Они изучают, собирают, разбирают, проводят опыты с новым оборудованием, чтобы потом показывать детям. Таких учителей в регионах много, как молодых, так и постарше.

– Вы обещали рассказать про случай в одном из приграничных районов.

– Приехал в школу, где ремонт не делали с 1970-х годов. Встретился с директором, сообщил: вашу школу выбрали для модернизации. Нужны документы педагогов для покупки авиабилетов. Для повышения квалификации в столичной НИШ. Коллектив не поверил. Но одна из молодых учительниц сказала, что с них не убудет, если они вышлют документы. Учителя были в шоке, когда получили билеты на самолет. И, пока они учились, в школу приехали фуры с оборудованием, а по приезду школа уже была готова к учебному процессу. Сейчас эта школа одна из сильнейших в своей области, а дети уже участвовали в конкурсе научных проектов.

К слову, проект "Комфортная школа" стартует в текущем году, до 2025 года планируется построить 401 школу нового типа.

Читайте по теме:

Токаев: Необходимо привлечь профессионалов в менеджмент сферы образования

Школьников полностью обеспечат цифровыми учебниками в 2024 году

Сколько будут стоить "комфортные школы"?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться