Хотя в глаза сразу бросаются колористика и дизайн экспозиции, сам автор подчеркивает, что, прежде всего, он график, для которого важны детали и сюжет, рассказанные языком орнамента. Вячеслав Люй-ко дал эксклюзивное интервью порталу inbusiness.kz.
– Какое значение Вы предаете цвету в своем творчестве? Или есть что-то более важное?
– На прошлой выставке 2018 года было представлено больше реалистичных работ. Но не без знаков и символов, которые отличают именно мой авторский стиль. Эта выставка в большей степени основана на системе знаков. Я обратился к стилистике орнаментального построения изображения, которая лежала в основе ковроткачества. В представленных работах я попытался создать свой язык орнамента, состоящий из людей, механизмов и традиционно – растений. Хотел с помощью него рассказать о восприятии того, что такое вчера, сегодня и завтра, личные впечатления о мире, который нас окружает. Выставка получилась более декоративной, орнаментальной и закодированной. Здесь не встретишь конкретного пейзажа, характерного для предыдущих картин. Два года я работал именно над этой концепцией.
– Притча, аллегория по-прежнему имеет значение и лежит в основе произведений? Как это связано с орнаментом?
– Здесь рассказы закодированы в орнамент, в знаки. Я изобретаю новое, не могу просто копировать. Естественно, сама идея пришла из прочитанного и увиденного. Как-то я был в Бухаре, во дворце шаха. Этот музей сейчас посвящен дамам, жившим в гареме и занимавшимся ковроткачеством. На его стенах висят ковры и гобелены, каждый из которых – это отдельная история. Девушки пытались рассказать о своих радостях, печалях и взаимоотношениях с помощью растительного орнамента.
Свои истории я рассказываю с помощью более широкой и современной системы знаков. Мы живем среди знаковых систем, строящихся по принципу "свой-чужой", посредством них выбираем, с какой группой себя идентифицировать, куда ходить, а куда – нет. Мы сталкиваемся с ними каждый день. И даже перестали замечать, хотя они несут важную смысловую нагрузку, угрожают нам и провожают нас в путь. Они ведут нас всю жизнь. Мы общаемся смайликами в соцсетях. Мне кажется, что с их помощью уже можно писать повести и рассказы.
– Какие повести Вы рассказываете в своих картинах?
– Их множество. Они касаются политики, философии жизни, моделей мироздания. Например, мир стоит не только на черепахе, но еще и на биржевых играх. Это модели устройства мира, современного существования человека в политическом и социальном поле. Например, это рассказ о непреходящей мечте человека подняться в воздух, которая в итоге реализуется. Но каждый раз заканчивается не очень хорошо. Например, бомбардировками, которые происходят и в данный момент. Это повесть о том, как человек использует свои знания и мечты в ущерб самому себе. Мне бы не хотелось полностью расшифровывать свои картины. Порой зрители находят то, о чем я сам не догадываюсь.
Комментарий искусствоведа
"Остается только восхищаться неисчерпаемой фантазией Вячеслава Люй-ко. Его работы – это конструкции, игры, созданные из маленьких деталей, имеющих свое значение. Он хорошо знаком с историей человечества и постоянно ее переживает. Пребывает не столько в конкретном нашем времени, но и во всеобщем человеческом. Ему не интересны будничные прозаические сюжеты. Он тот художник, который смотрит в себя и черпает сюжеты изнутри. Его картины надо разглядывать как квесты, куда приглашает зрителя автор, чтобы он прошел их вместе с ним. Когда Вячеслав пишет, он как будто заново воссоздает священные тексты и весь наш мир. Понять картины помогают названия, которые художник им дает", – делится своим мнением искусствовед Ольга Батурина.
Ольга Власенко, фото автора
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!