Сегодня Центральная Азия считается одним из наименее интегрированных, и, к сожалению, такие шаги, как развитие инфраструктуры, логистических объектов, разработка экспортных стратегий зачастую не в состоянии преодолеть барьеры внутри региона и за его пределами. Такую точку зрения высказали участники закончившегося двухдневного форума дни в Алматы VI Центрально-Азиатского торгового форума, организованного Агентством США по международному развитию (USAID).
Комментируя итоги предыдущих форумов, представители американской стороны отметили, что мероприятие уже принесло пользу Центрально-Азиатским предпринимателям, которые в прошлом году, например, заключили контракты с коллегами из стран Балтии, а в этом году, не исключено, расширят круг деловых контактов за счет бизнесменов из Афганистана, Пакистана и Индии – последние впервые приняли участие в Алматинском форуме. И все же, считает ведущий экономист ЕБРР по вопросам Центральной Азии Агрис Прейманис, говоря о развитии торгового сотрудничества в масштабах региона, нельзя абстрагироваться от происходящего в мировой экономике. Снижение цен на сырье, девальвация национальных валют и рубля, сокращение роста китайской экономики, имеющей значительное влияние на развитие региона – все эти факторы сказываются на поведении как локальных предпринимателей, так и инвесторов, которые вдвойне тщательно анализируют риски, прежде чем принять решение о вложении средств в тот или иной проект.
"Риски остаются, это актуально, когда мы говорим о Центральной Азии. В некоторых странах существуют ограничения по конвертированию валют, это усложняет деятельность зарубежных компаний. Но мы надеемся, что эти барьеры будут сняты, чтобы людям, которые хотят развивать торговое сотрудничество, было проще работать на рынках этих государств. Если одна страна начнет интеграцию, то следом подтянутся и другие", - считает эксперт. Агрис Прейманис, тем не менее, считает, что в ближайшем будущем сложно увидеть позитивные моменты, и будет хорошо, если удастся не допустить ухудшения ситуации. В плане среднесрочных прогнозов эксперт более оптимистичен. Это касается как оценки природных и людских ресурсов, так и деятельности инвесторов, которые все же приходят в регион, причем не только в добывающий сектор, но и в телекоммуникационную отрасль или, например, в энергетику.
В свою очередь, региональным игрокам, задумывающимся о расширении бизнеса за границы своего государства, г-н Прейманис рекомендовал принять как аксиому, что экспорт будет успешным только в том случае, если у компании и ее продукта есть очевидные конкурентные преимущества. В значительной степени подтверждением словам эксперта послужили истории успеха, рассказанные самими предпринимателями. "Когда мы начинали работу, речи не было о том, чтобы использовать в производстве своей продукции сухое молоко или пальмовое масло. Нашей "фишкой" стало применение единственного известного человечеству с давних времен природного консерванта – холода. На мой взгляд, самым ценным природным ресурсом Центральной Азии являются не углеводороды, а вода, а стратегией развития региона должен стать ориентир на производство органической продукции", - считает директор кондитерского дома "Куликовский" (Кыргызстан) Денис Гайворонский. Сладкая продукция данной торговой марки сегодня пользуется спросом не только на родине. В то же время представители министерства экономики Кыргызской Республики отмечали, что, несмотря на членство в ЕАЭС, многим компаниям пока не удается решить все вопросы, связанные с выходом на рынки Казахстана и России. "Это следствие того, что компании не полностью конкурентоспособны; кроме того, пока не решены некоторые вопросы сертификации. И даже если в ближайшие годы формальности будут улажены, неконкурентоспособным компаниям сложно использовать открывшиеся возможности. Откуда возьмется конкурентоспособность? Отработанные в других, более развитых странах инновации, технологии, процессы, – те плоды, которые можно, условно говоря, срывать с дерева, и этот процесс не всегда требует дорогостоящих инвестиций", - уверен Агрис Прейманис.
Комментируя инвестиционную политику, представители Кыргызстана и Узбекистана сообщили, что в этих странах стремятся привлекать иностранные средства в перерабатывающую отрасль и создавать благоприятные условия для притока иностранного капитала. Заместитель министра экономики Кыргызской Республики Эльдар Абакиров рассказал, что сельское хозяйство в его стране, например, освобождено от НДС и получает льготное кредитование со стороны государства, в республике относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, созданы свободные экономические зоны с налоговыми и таможенными преференциями, установлен безвизовый режим въезда в Кыргызстан для граждан 60 стран.
По словам начальника управления государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции Узбекистана Улугбека Камалетдинова, в числе ресурсов, которые может предложить его страна – возможность практически круглогодичной поставки большого сельхозпродукции, ассортимент и объемы производства которой планируется расширить за счет диверсификации сельскохозяйственного производства. В этом году в Узбекистане сократят посевы хлопчатника на 150 тыс. га в пользу продовольственных культур, в результате чего производство хлопка снизится на 350 тыс. тонн.
Участники сессии, посвященной развитию регионального туризма, предложили обсудить вопросы организации сквозных туров по Центральной Азии, взаимодействия в области ценовой политики, кадрового обеспечение и создания профессиональных стандартов, которые позволили бы гражданам разных государств беспрепятственно работать на территории других стран региона. "У каждой из наших стран есть что-то уникальное, но есть и много общего, поэтому важна разработка единого турпродукта и общих маршрутов. Между Узбекистаном и Казахстаном по маршруту Великого Шелкового пути ежегодно курсирует специальный поезд, и мы видим, каким спросом пользуются эти поездки, особенно среди немецких туристов", - рассказала руководитель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.
Сегодня, отметили участники дискуссии, одной из болезненных тем для межрегиональной индустрии путешествий остается вопрос перемещения граждан. Фотографии людей, вынужденных часами находиться в забранных железными решетками коридорах на казахстанско-кыргызской границе этим летом заполнили социальные сети и до тех пор, пока перспектива многочасового прохождения границы будет одной из причин отказа от поездки в соседнюю страну, развитие туризма внутри Центральной Азии останется вопросом на перспективу. "Проблему перемещения туристов на пограничных переходах надо выносить на уровень правительства и, возможно, решать с привлечением ресурсов государственно-частного партнерства", - считает Рашида Шайкенова.
Юлия Кузнецова