Иллюзия стабильности прошлых лет развеялась как дым. 2025 год рискует войти в российскую историю роковым переломом. В первые годы войны российская экономика демонстрировала чудеса адаптивности, в том числе благодаря значительным доходам от экспорта нефти. Однако эндшпиль выглядит удручающе. В текущем году ситуация изменилась: нефтедоллары начали резко сокращаться, санкционное давление на них только усиливается, и поводов для разворота тренда не видно, передает inbusiness.kz.
Недавно опубликованная статистика минфина РФ звучит как приговор: за 11 месяцев доходы от черного золота рухнули на 22,4%, а ноябрьская пропасть оказалась еще глубже – минус 34% к прошлому году (530,9 млрд рублей в ноябре 2025 года против 802 млрд в ноябре 2024 года).
Надежды на чудо тают с каждым днем: в последнем месяце уходящего года правительство России рассчитывает получить 580 млрд рублей нефтегазовых доходов. Это уже на колоссальных 36%, или на 280 млрд, меньше, чем было год назад (780 млрд), и на 140 млрд меньше базового уровня, установленного в ходе последнего пересмотра параметров бюджета на 2025 год, сделанного в конце октября.
При этом вполне возможно, что план на декабрь выполнить не получится. Столь сильное сокращение доходов в 2025 году обусловлено не одним, а сразу несколькими факторами. И пока все они продолжают действовать, пишет немецкая Deutsche Welle.
Почему нефтяные доходы РФ сокращаются
Причины провала системны. Здесь северный сосед попал в "идеальный шторм", и его накрывает комбо из неприятностей. По экспорту РФ удар наносится со всех сторон. Во-первых, мировые цены пошли ко дну: Brent, стоивший в январе 79 долларов за баррель, к декабрю сжался до 62. Если в январе 2025 года баррель российской марки экспортной нефти Urals стоил 71 доллар, то 15 декабря торговался с дисконтом в 30% к эталонному сорту.
Во-вторых, рубль сыграл злую шутку: его укрепление со 100 рублей за доллар в январе до 76 за доллар в начале декабря (сейчас 79), которое могло бы радовать граждан, стало катастрофой для бюджета, получающего выручку в иностранной валюте.
В конце года добавился третий фактор: на прошлой неделе Украина с помощью безэкипажных катеров атаковала уже четвертый по счету танкер третьих стран, принадлежащий так называемому теневому флоту России и находящийся под международными санкциями.
В-четвертых, в финале года супердержава № 1 разыграла новый гамбит: санкции против российских нефтяных гигантов и главных кормильцев бюджета – "Лукойла" и "Роснефти", контролирующих львиную долю экспорта. Таким образом, американские санкции, вступившие в силу лишь в декабре, уже "добивают" контрольным выстрелом две трети российского нефтяного экспорта.
В итоге нефть, которую экспортирует Россия, превратилась в еще более токсичный актив и стала дешеветь быстрее, чем другие сорта. По данным Bloomberg, на первой неделе, завершившейся 7 декабря, баррель Urals (главный российский экспортный бренд) в порту Новороссийска продавался в среднем всего-навсего за 38,28 доллара, в балтийских портах – за $41,16. Скидка по сравнению с Brent, таким образом, составила рекордных 20 долларов. До этого разница в цене была почти в два раза меньше.
На второй неделе декабря нисходящий тренд продолжился: скидка на российскую Urals по эталонной Brent достигла 25,8 доллара. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на данные Argus Media, российская нефть продолжает дешеветь. Дисконт приближается к историческому максимуму мая 2022-го, когда в начале войны разница составляла 34 доллара. Как грустно шутят эксперты, отныне российская нефть – это товар для смелых и жадных.
Как санкции США повлияли на экспорт нефти РФ
По данным Bloomberg, объемы отгрузки российской нефти формально не упали, даже немного увеличились, но логистика сломалась: у половины танкеров теперь не указан пункт назначения. По оценкам Bloomberg, сейчас около 180 млн баррелей находятся в плавучем хранении, что на 28% больше, чем в конце августа.
Картина в международных водах сейчас сюрреалистична: вереницы танкеров, словно корабли-призраки, дрейфуют в морях без конечного адресата, превращаясь в гигантские плавучие хранилища. Чтобы хоть кто-то купил этот груз в нарушение санкций, приходится давать унизительные скидки. Отсюда и двухкратный рост дисконта.
Оптимисты в лице эксперта Берлинского центра Карнеги Сергея Вакуленко говорят: "Ничего, в январе выкрутились с "Газпромнефтью", и сейчас выкрутимся". В начале года основные объемы экспорта пошли через компании-фронты. Но есть нюанс. Тогда нефти в мире не хватало. А сейчас ее хоть залейся.
Аналитики ING предупреждают: вечно так дрейфовать нельзя. Либо скидки станут еще больше, либо придется добычу резать "по живому" и глушить скважины. Надежды на то, что удастся "перехитрить" систему "по-старому", разбиваются о рифы новой реальности.
Если раньше маневр с теневым флотом (как в январе с "Газпромнефтью") спасал, то теперь повторить этот трюк в 2026 году будет труднее из-за фундаментального сдвига. Хотя механизмы обхода санкций через "фирмы-прокладки" все еще существуют, их эффективность падает.
"Объемы российской нефти, находящейся в море, растут. Но долго это продолжаться не может. Чтобы привлечь покупателей, могут понадобиться еще более значительные скидки на Urals, чем сейчас. Если попытки окажутся неудачными, это, скорее всего, приведет к сокращению добычи. Впрочем, наш базовый сценарий предполагает, что Россия все же найдет способы обхода санкций", – констатируют аналитики ING Уоррен Паттерсон и Эва Мантей.
Аналитики в своем прогнозе исходят из того, что до сих пор после очередного усиления санкционного давления события развивались по одному и тому же сценарию: основные покупатели российской нефти – Китай и Индия – на время сокращали импорт, и это приводило к увеличению дисконта, но затем выстраивались новые цепочки поставок, поставки восстанавливались, а дисконт сокращался.
Удастся ли России снова адаптироваться
В последний раз России приходилось перестраивать свой нефтяной экспорт в начале 2025 года – после того как США ввели санкции против "Газпромнефти" и "Сургутнефтегаза". Однако повторить этот маневр сейчас будет сложнее, говорят эксперты. Рыночные условия с начала года существенно изменились: мировой рынок нефти из дефицитного стал профицитным. Теперь покупатель – король.
Главная драма развернется в 2026 году. Аналитики предрекают миру невиданный нефтяной "потоп". Согласно последнему ноябрьскому прогнозу международного энергетического агентства (МЭА), уже в этом году профицит достиг 2,4 млн баррелей в сутки, а в 2026-м "лишней" нефти в мире будет 4 миллиона баррелей в сутки – это как раз весь экспорт России.
И это приговор для российской стратегии "теневого флота". В таких условиях, когда предложение превышает спрос, покупателям проще взять сырье у других поставщиков – например, Саудовской Аравии или Ирака, чем рисковать ради санкционной Urals. Зачем связываться с токсичной российской нефтью и искать обходные пути, если рынок залит легальной нефтью с Ближнего Востока?
"Золотой дождь" заканчивается, начинается засуха
Это создает дополнительные риски для российского бюджета, исполнение которого в 2026 году и без того вызывает серьезные вопросы. Бюджет РФ на 2026 год, сверстанный из расчета 59 долларов за баррель Urals (при нынешнем раскладе это звучит как научная фантастика), трещит по швам уже сейчас, ведь это всего на 3 доллара меньше, чем сейчас стоит высококачественный эталонный Brent (к нему относится казахстанская нефть).
То есть, чтобы план по нефтегазовым доходам был выполнен, нужны либо радикальное сокращение дисконта, либо рост мировых цен. Первое возможно лишь в случае снятия санкций, а для второго предпосылки отсутствуют: большинство аналитиков ожидают снижения мировых цен вследствие увеличения профицита.
Так, глобальный рынок и санкции загоняют российский бюджет в угол. Между тем российский ученый-экономист, профессор Игорь Липсиц предрекает закат российской нефтяной промышленности.
"Он уже идет. Уже наши, российские ученые дают прогнозы, что никогда больше Россия прежних доходов иметь не будет. Нефтегазовые доходы летят вниз с ускорением. Мы сейчас наблюдаем странный процесс принятия "липовых" бюджетов. Сначала Госдума приняла "липовый" федеральный бюджет, а теперь точно такие же "липовые" бюджеты принимают регионы. Они совершенно нереальные, ничем не обоснованные, с безумным и никак не подтвержденным ростом доходов на 20-25%. Притом что экономика в регионах падает, доходы сокращаются в разы. Но, чтобы не портить настроение населению, принимаются фейковые бюджеты местными органами власти, которые не будут в дальнейшем выполнены", – уверен Липсиц.
По его мнению, растущие дефициты бюджетов приведут к еще большему росту задержек зарплат. На сегодня в 56 регионах России бюджет уже тотально дефицитный, они еле-еле сводят концы с концами.
"Что это означает с точки зрения жизни обычного человека? Регионы контролируют значительную часть условий жизни населения. Это освещение городов, вывоз мусора, работа общественного транспорта, финансирование школ, детских садов, больниц, ну и правоохранительных органов частично. То есть это все сидит на местных бюджетах. Когда эти бюджеты лишаются денег, то они не могут чинить улицы, не могут оплачивать ремонт ЖКХ зимой. Они начинают вместо 20 троллейбусов выводить на линию 4. Потом начнут закрываться садики, больницы, начнется укрупнение классов в школах и оптимизация штатов учителей", – предупреждает профессор Игорь Липсиц.
Читайте по теме:
Стажер из "КазМунайГаза" заработал 250 млн долларов