RU KZ
В здравоохранении ВКО пообещали вынести уроки из первой волны пандемии КВИ

В здравоохранении ВКО пообещали вынести уроки из первой волны пандемии КВИ

08:14 22 Август 2020 5112

В здравоохранении ВКО пообещали вынести уроки из первой волны пандемии КВИ

Автор:

Ольга Ушакова

Как Восточный Казахстан подготовился к возможному осенне-зимнему всплеску заболеваний коронавирусом, обсуждали медики и общественники

Благодаря карантинным мерам и локдауну по Восточно-Казахстанской области ежесуточный прирост заболевших КВИ снизился с 2,2% до 0,3%. Это от 10 до 30 человек в сутки. По словам руководителя управления здравоохранения ВКО Илияса Мухамеджана, сейчас существенно снизилась нагрузка на эту сферу. По области открылись более 50 медицинских организаций, оказывающих плановую медицинскую помощь. И все же, как отметили на заседании рабочей экспертной группы (РЭГ) по здравоохранению общественного совета ВКО, поступившие к ним за период с марта по август жалобы от населения требуют улучшения качества медицинских услуг. Это особенно актуально на фоне того, что медики прогнозируют возможную вторую волну «короны» осенью-зимой.

Почему жалобы?

По информации руководителя РЭГ Татьяны Чернышовой, только к ней на горячую линию поступило за этот период свыше 40 обращений, при этом 80% носят характер жалоб. В разгар пандемии люди в основном жаловались на плохое лекарственное обеспечение, удорожание лекарств, недоступность медпомощи, невозможность дозвониться в регистратуру поликлиники, вызвать врача на дом, получить экстренную скорую медицинскую помощь, сдать ПЦР-тест.

Илияс Мухамеджан спорить с такими фактами не стал, объяснив, что врачам, как и населению в целом, на самом деле пришлось туго. Качество медпомощи, по его словам, страдало по нескольким причинам. Одна из них – большие силы и средства были брошены на войну с КВИ. Что говорить, если протокол диагностики и лечения коронавирусной инфекции, начиная с марта,  пришлось пересмотреть 11 раз! Убрать из него некоторые антивирусные препараты, которые использовались на начало пандемии, заменив их другими.

Когда поток больных КВИ стал расти, возникла необходимость увеличения инфекционных и провизорных коек, со 135 в марте до больше 2 тыс. в июле. Поэтому были перепрофилированы многие стационары, порядка 75% всего коечного фонда задействовали в борьбе с коронавирусной инфекцией. 25% коек отдали под экстренную хирургическую помощь, кардиологическую, онкологическую, наркологическую и психиатрическую службы. 

Сейчас число инфекционных и провизорных коек в ВКО уменьшают. Их вновь возвращают пациентам с другими заболеваниями.

«С начала пандемии в борьбу с ней включались специалисты разных профилей. Если бы мы отдали все на откуп инфекционистам, которых у нас в области не так много, по одному-два  в районах, а в Усть-Каменогорске  около десятка, то у нас не хватило бы ни коек, ни специалистов. В инфекционном стационаре в смену выходили не только врачи-инфекционисты и пульмонологи, но и врачи общего профиля, терапевты, анестезиологи-реаниматологи и даже онкологи», – объяснил г-н Мухамеджан.

То же самое, по его данным, касалось обеспечения лекарствами. СК «Фармация» направила все средства на закуп лекарственных препаратов, связанных с пандемией, поэтому были перебои на уровне амбулаторного лекарственного обеспечения для других категорий больных. Также люди, не доверяя системе здравоохранения, занимались самолечением и скупали лекарства из аптечной сети. Периодически возникал дефицит препаратов не только на уровне поликлиник, но и в стационарах.

«Наконец, еще один  фактор, который сказался на качестве, – медицинская помощь на дому. Когда человек не мог дозвониться до скорой медпомощи, не мог дозвониться до поликлиники, это накапливало все больше негатива. Мы из стандартных ежесуточно 1200-1300 вызовов в свой пик получали до 2400 вызовов в сутки. Стандартное время ожидания скорой помощи в 15 минут возросло до трех-четырех часов. В некоторых случаях, если у пациента была температура менее 38 градусов, доходило до шести часов ожидания», – признался глава облздрава.

Такие пациенты, которые на самом деле не нуждались в экстренной медпомощи, отвлекали большинство бригад от той категории граждан, котороым она была необходима. Поэтому в ВКО было создано 377 мобильных бригад.

«К сожалению, не всегда система взаимосвязи между скорой медицинской помощью, мобильными бригадами и поликлиниками срабатывает. Мы говорим – есть проблемы не только материального, но и человеческого ресурса», – сказал Илияс Мухамеджан.  

Также много нареканий вызывали доступность ПЦР-диагностики, сроки ее ожидания. Лаборатории перестали справляться с потоком тестов от населения.

«Но по ПЦР-диагностике наша область входит в тройку лидеров по доступности для населения. Мы проводили в среднем около 2,5-3 тыс. анализов в сутки. Туркестанская область, к примеру, всего около 1,2 тыс. анализов ежесуточно. На сегодня провели более 182 тыс. таких ПЦР-анализов по ВКО. 90% из них – в рамках диагностики и лечения контактных бесплатно, и 10% – это граждане, которые обращались самостоятельно, а также сотрудники предприятий, которые проводили для них плановую ПЦР-диагностику», – говорит Илияс Мухамеджан.

Стабфонд и ПЦР-лаборатории

Теперь же, как утверждает руководитель облздрава, в ВКО дополнительно устанавливают государственные лаборатории в Усть-Каменогорске, Семее, Курчумском районе. Совместно с министерством сельского хозяйства задействовали две лаборатории ПЦР, такое тестирование уже проводят в Акжаре и районе Алтай. В Аягозском районе установлена модульная лаборатория, которая в день позволяет проводить до 500 анализов. Она позволит сократить время доставки анализов из Урджарского и Аягозского районов в Усть-Каменогорск и Семей в два-три  раза.

Как подчеркнул г-н Мухамеджан, это будет важно в период возможной осенне-зимней волны КВИ. Он пообещал, что ориентировочно к 1 октября в ВКО будет сеть лабораторий с производительностью до 5 тыс. анализов в сутки, которая покроет всю потребность в ПЦР-диагностике.

По решению акима ВКО Даниала Ахметова в области создали  стабилизационный фонд лекарственных препаратов, где находится более 1,3 млн упаковок противовирусных, жаропонижающих средств, анальгетиков. Эти препараты, как сообщил глава облздрава, будут использоваться в поликлинической сети для обеспечения населения бесплатными лекарствами. И только в случае острой необходимости по решению оперативного штаба области часть лекарств может быть передана в аптечную сеть, если там не будет запасов.

«Несмотря на борьбу с коронавирусной инфекцией, мы готовились к снижению нагрузки на Усть-Каменогорск, Семей по кардиохирургической помощи. Мы открыли два кардиоцентра в Аягозе и Алтае, закупив новейшие ангиографы, которые позволяют проводить коронарографию, стентировать пациентов в этих районах. Такого еще не было ни в одном районе Казахстана. Жители отдаленных районов смогут там получать эту помощь», – сообщил Илияс Мухамеджан.

Наконец, скоро обновится парк автомобилей скорой медицинской помощи. Уже заключены договоры лизинга на 116 машин и  дополнительно из местного бюджета закуплено 100 автомобилей «неотложки». Поставки начнутся в сентябре. 

Самое же главное, как говорит Илияс Мухамеджан, разнообразие форм проявления КВИ научило врачей тому, что они, прогнозируя поток пациентов на вторую волну, учитывают все особенности организма человека, сопутствующие заболевания и понимают – лекарственный формуляр в лечении  должен быть гибким.

«Мы должны с удовольствием перенимать опыт коллег. К нам недавно с целью проведения внешнего аудита приезжали коллеги из Татарстана. Они посмотрели, как работаем, как делим зоны на чистые и грязные, как у нас разделяются потоки пациентов, – рассказал Ильяс Мухамеджан. – У них протоколы диагностики и лечения на 90% схожи с нашими, а оставшиеся 10% абсолютно не совпадают. У них свои подходы в лечении. Задача медицинского сообщества – не стоять на одном месте, а меняться с учетом того, что весь мир меняется!».

Директор филиала Фонда социального медицинского страхования Галымжан Абилов, в свою очередь, напомнил, что ФСМС запустил мобильное приложение Qoldau 24/7, по которому каждый гражданин Казахстана может обратиться с жалобой на оказание медпомощи, определить статус застрахованности, выразить благодарность медикам, получить временный статус застрахованности.

Каждое обращение регистрируется автоматически, и его, по словам Галымжана Абилова, рассматривают независимые эксперты.

Ольга Ушакова

Подпишитесь на наш канал Telegram!