Объем выпущенных внутри страны государственных ценных бумаг (ГЦБ) Казахстана и принадлежащих нерезидентам достиг 603 миллионов долларов. Это абсолютный рекорд с апреля 2015 года в отсутствие более ранней статистики. Таковы итоги мониторинга Национального банка Казахстана за состоянием внешнего долга госсектора за шесть месяцев 2017 года, обнаруженного abctv.kz.
Годом ранее иностранцы держали у себя тенговый портфель на 60 миллионов долларов, следует из статистики регулятора, что в 10 раз меньше полугодичных результатов прошлого года. Основной спрос на тенговые активы у иностранцев приходится на ноты Национального банка.
Из 603 миллионов долларов выкупленных иностранцами ГЦБ на долю регулятора приходится 95% долговых обязательств на сумму 573 миллиона долларов. Остальной объем в размере 30 миллионов долларов приходится на облигации министерства финансов.
Обновленные данные показывают, что по итогам III квартала 2017 года нерезиденты сократили свой портфель тенговых активов на 37%, или 223 миллиона, до 380 миллионов долларов. Основные распродажи (99,6%, или на 222 миллиона долларов) пришлись на бумаги Нацбанка. Однако по сумме свыше 92% инвестиций иностранцев в госдолг по-прежнему сосредоточены в нотах регулятора. Портфель гособлигаций Минфина за квартал не изменился, оставшись на уровне 30 миллионов долларов.
Динамика спроса на тенговый госдолг со стороны нерезидентов отражает включение госбондов Казахстана в орбиту инвестирования валютных спекулянтов. Керри трейд – одна из наиболее популярных инвестстратегий на фондовом и валютном рынках, и в частности России последних лет, суть которой заключается в заработке на разнице процентных ставок. На практике она выражается в заимствовании по низким ставкам в одной валюте с дальнейшим реинвестированием этих средств в другую валюту или ее производную (например, ГЦБ), с более высоким процентным доходом.
В погоне за доходностью зарубежные инвесторы ищут более доходные и, соответственно, рисковые активы. Ранее департамент платежного баланса и валютного регулирования Нацбанка заявлял, что в первом полугодии прошлого года нерезиденты скупили на вторичном рынке ноты Нацбанка РК на 340 миллионов долларов.
Спрос на облигации Минфина со стороны нерезидентов в 10 раз меньше, следует из статотчетности. Логично предположить, что природа аппетита на бумаги финрегулятора Казахстана связана с их краткосрочным характером (максимальный срок до года).
Тем не менее, следует напомнить и о дебютном выпуске тенговых евробондов АО "Банк развития Казахстана" в размере 100 миллиардов тенге на срок до трех лет и ставкой купона в 9,5% годовых. Спрос на эту бумагу в ходе подписки превысил предложение в 1,7 раза. Причем на отечественных инвесторов пришлось лишь 2% выпуска, остальное скупили иностранные инвесторы.
Нацбанк Казахстана тем временем активно идет навстречу керри-трейдерам. Во вторник, 16 января, регулятор сообщил о совместном проекте с Clearstream Banking S.A. Luxemburg (Clearstream). Речь идет о включении ГЦБ Казахстана к системе расчетов Clearstream, что облегчит доступ иностранцев к отечественному долговому рынку с объемом 12,9 триллиона тенге, или 37,8 миллиарда долларов.
Среднегодовой биржевой курс тенге к доллару за январь-ноябрь 2017 года укрепился к аналогичному периоду прошлого года на 3%, составив 331,22 KZT/USD. Средневзвешенная доходность по семидневным, месячным, трехмесячным и полугодичным нотам в октябре прошлого года составлял 9,25%, 9,3%, 9,21% и 9,09% годовых соответственно. Доходность годичных нот в октябре равнялась 8,73%. Однако на привлекательности схемы керри-трейда прямое влияние будет оказывать политика регулятора по снижению ставок.
В минувший понедельник, 15 января, Нацбанк Казахстана неожиданно и резко понизил базовую ставку сразу на 0,5%, до 9,75% годовых, и коридором +/-1%. Удивительно, но это решение не смогло остановить ревальвационную динамику тенге, а ставки на денежном рынке моментально скорректировались соразмерно шагу снижения базовой ставки.
Отдельные эксперты увидели в этом решении диссонанс с официально декларируемой монетарной политикой таргетирования инфляции. Впрочем, "двойной мандат", вмененный регулятору президентом Казахстана во второй половине 2017 года в части стимулирования экономического роста, вероятно, найдет отражение в переходе к политике таргетирования экономического роста.
Камила Абдиева