Вопрос расширения стратегического сотрудничества США с пятью центральноазиатскими странами будет далеко не единственным в ходе предстоящей ежегодной министерской встречи в формате С5+1 (Центральная Азия плюс США), которая состоится в столице Казахстана в начале следующей недели, сообщает inbusiness.kz.
Ежегодная министерская встреча в формате С5+1 в Астане с участием госсекретаря США Энтони Блинкена пройдет без каких-либо громких заявлений в рамках официальной части. Но многие деликатные темы будут обсуждаться в формате тет-а-тет, считают казахстанские политологи. Inbusiness.kz попытался выяснить, какие вопросы станут предметом встречи дипломатов региона с американским коллегой.
Напомним, что визит состоится на фоне неоднозначных заявлений главы Беларуси во время встречи с новым главой ОДКБ Имангали Тасмагамбетовым, очередных высказываний депутатов Госдумы о "куче биологических лабораторий" под патронажем США на территории Казахстана, а также историй, связанных с угрозами и арестами казахстанских журналистов, включая порчу их имущества.
Ничего личного, это просто бизнес
Руководитель ОФ "Мир Евразии" Эдуард Полетаев:
"Это будет плановая встреча, которая в прошлом году прошла онлайн, а на этот раз формат офлайн (личное присутствие) дает всем участникам возможность для детальных обсуждений своих планов и позиций по большому спектру тем. Вопрос расширения стратегического партнерства актуален для всех стран Центральной Азии. Что касается Казахстана, то США для него – один из крупнейших инвесторов.
Поток инвестиций в последние годы заметно иссяк, открытий новых месторождений нет. Для Казахстана США ценны именно как инвестор, а не как торговый партнер (из-за сложной логистики американских товаров мало на нашем рынке, а казахстанских товаров – на американском. – Прим. автора).
Суперскандальных заявлений ожидать в рамках этого визита не стоит, так как Астана, как хозяйка встречи, будет стараться провести ее с пользой для Казахстана и так, чтобы другие стратегические партнеры не искали в самой встрече какой-то опасной для себя подоплеки.
Реалии в мире сегодня таковы – нет предсказуемости событий. Появилось даже такое понятие, как "минное поле в дипломатии", которое подразумевает осторожность в высказываниях и предпринимаемых шагах, чтобы не вызвать опасения у партнеров и даже злость.
Политолог, основатель проекта Erkin Qazaqstan Димаш Альжанов:
"Предстоящая встреча будет рамочной, в ходе которой будут обозначены намерения и приоритеты на будущее между "пятеркой" и США. Что касается Казахстана, то будет обсуждаться расширение присутствия отдельных американских инвестиционных интересов. В нефтяном секторе доля присутствия американских компаний составляет 30 процентов. Кстати, именно нефтяное лобби всегда в приоритете на всех встречах на межправительственном уровне между нашими странами. Но такой фокус исключает более глубокое взаимодействие США с гражданским обществом Казахстана.
Цены на нефть сейчас высокие, и в перспективе возможен дальнейший их рост. Так что я не вижу серьезных изменений в политике США в ближайшие годы по отношению к Казахстану. США взаимодействуют с руководством страны, которое не подвергает сомнению незыблемость заключенных ранее контрактов и присутствие американских компаний здесь в нефтегазовом секторе. Так что тут исключительно экономические интересы США без продвижения вопросов, связанных с соблюдением прав человека, и дальнейших процессов демократических реформ".
Руководитель Группы оценки политических рисков Досым Сатпаев:
"Официальная часть повестки дня будет иметь набор традиционных тем: экономическое взаимодействие плюс обязательный для визитеров вопрос по правам человека. Меня же больше интересует неофициальная часть встречи, где будут переговоры тет-а-тет, так как бросается в глаза информационный фон – это недавний визит президента США Байдена в Киев. Сегодня Белый дом после года войны России в Украине четко пытается понять позиции разных стран мира, в том числе и в Центральной Азии. Однозначно, не в лоб, а завуалированно будут попытки понять, какие шаги будет делать Казахстан в отношении России в будущем".
ОДКБ – не игрок на украинском поле
Эдуард Полетаев:
"Недавние слова белорусского лидера Александра Лукашенко во время его встречи с нынешним главой ОДКБ Имангали Тасмагамбетовым не означают, что Казахстан обязан отправлять своих военных на войну в Украину. Если посмотреть документы и уставные задачи организации, то речи об Украине там нет.
Во-вторых, вопрос о дееспособности ОДКБ будет стоять, только если на одну из стран этого объединения нападет внешний враг, но такой ситуации нет. К тому же сложно согнать всех участников организации, чтобы они выступили на стороне России в ее конфликте с Украиной. Например, Армения в лице Пашиняна заявила о своем возможном выходе из ОДКБ, это еще раз подтверждает, что ОДКБ – не игрок на украинском поле".
Димаш Альжанов:
"Все разговоры о возможном участии Казахстана в войне против Украины на стороне России в рамках ОДКБ преувеличены. В этом нет необходимости ни у самой России, ни у Казахстана. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если российско-украинский конфликт перейдет в стадию замороженного и будет обозначена линия разделения фронта. И, возможно, в таком случае Россия может использовать ОДКБ для размещения миротворческих сил на этой линии разделения фронта. Вот тогда Казахстан, как часть ОДКБ, вернее, наш контингент может быть задействован для этой цели".
Досым Сатпаев:
"Казахстан в рамках ОДКБ не будет ввязываться в войну в Украине, о чем Астана не раз заявляла на разных уровнях. И дело тут даже не в уставе и задачах организации, а в том, что ОДКБ – это уже мертвая структура, которая существует по инерции. Все ее участники, кроме Казахстана, с кем-то в конфликте: Россия – с Украиной, Беларусь – на стороне России. У Армении затяжной конфликт с Азербайджаном, у Кыргызстана трения с Таджикистаном.
Что касается использования казахстанского контингента в случае замороженного конфликта, то до этого еще далеко. Война между Россией и Украиной в самом разгаре. Вопрос о миротворцах вообще не стоит. Битвы идут каждый день. Большие человеческие потери с обеих сторон. Президент Турции Реджеп Эрдоган пытался быть модератором, но стороны отрицают такой вариант.
Никто сейчас не будет, кроме Беларуси, в рамках ОДКБ оказывать какую-либо поддержку РФ. Если предположить, что президент Казахстана пойдет на этот шаг, то в стране будет мощный социальный взрыв. Многие казахстанцы поддерживают Украину и четко осознают, что Россия в случае победы над ней пойдет на Казахстан".
Не надо искать врага там, где его нет
Эдуард Полетаев:
"Вопрос по биологическим лабораториям, которые были открыты при содействии США в Казахстане, не будет стоять в повестке дня предстоящей встречи с госсекретарем США. Однако этот вопрос может возникнуть, если его зададут журналисты во время брифинга или пресс-конференции".
Димаш Альжанов:
"Подобные вбросы об опасных биолабораториях на территории бывших союзных республик выгодны для российского политического руководства и отдельных лиц, и предназначены они для внутренней политики самой РФ. Это позволяет насыщать информационную повестку для создания образа страны, которая находится в окружении врагов. Но следует отметить, что режимы Казахстана и России в близком сотрудничестве и их часто называют дружескими и партнерскими".
Досым Сатпаев:
"Кто озвучивает слухи об опасных биолабораториях? Их муссируют те люди, которые являются частью пропагандистской машины и которых интересуют фейки, а не факты. Биолаборатории – часть информационной войны. И даже если бы их не было, их бы придумали, как миф об украинских нацистах.
Наличие биолабораторий в Казахстане не отрицается на государственном уровне. Никто не скрывал, что они были созданы с участием США, но не в таких количествах, как заявляют депутаты Госдумы. Кстати, та, что в находится в Алматы, была построена при Советском Союзе, и если говорить "по-чесноку", то в таком случае не надо умалчивать этот факт. Эта полуправда имеет две цели: оказать давление на Казахстан и рассчитана на внутреннюю российскую аудиторию. Но России не надо искать врагов там, где их нет".
О "свободе слова" замолвите слово
Эдуард Полетаев:
"Представители госдепа в ходе своих визитов в разные страны всегда заостряют внимание на вопросах, связанных со свободой слова. Так что серия происшествий с журналистами в Казахстане, взять хотя бы недавний случай поджога машин оператора, который работает с журналистом Вадимом Борейко, вызывают озабоченность и тревогу. Все это бьет по имиджу власти. Но тут надо понять, кому выгодна эта раскачка ситуации вокруг свободы слова в Казахстане".
Досым Сатпаев:
"Тема СМИ будет подниматься, скорее всего, на предстоящей встрече с Блинкеном. Угрозы в адрес журналистов, которые критикуют власть, вызвали резонанс в дипломатических кругах. Состоялась встреча дипломатов с журналистами. Эта тема приобрела резонанс не только в Казахстане, но и на международном уровне. Возникли споры с вопросом: "Кто за этим стоит?". Но в стране есть президент и есть власть, которая должна гарантировать право граждан на защиту. И если это не выполняется, то есть вопросы: либо власть работает неэффективно, либо закрывает глаза, либо она сама заказчик".
Димаш Альжанов:
"Права человека, к сожалению, на периферии казахстанско-американских отношений".
Читайте по теме:
Россия показывает влияние на рынок нефти, США стараются нивелировать растущие цены
Нефть в обмен на легковушки: о казахстанско-американском экспорте-импорте
Госдеп США об инвестклимате РК: Есть барьеры на инвестиции в СМИ, авиаперелеты и "Казахтелеком"