/img/tv1.svg
RU KZ
Владельцы магазинов Усть-Каменогорска боятся остаться без прибыли

Владельцы магазинов Усть-Каменогорска боятся остаться без прибыли

По словам предпринимателей, стоимость товаров на крупных оптовых рынках растет «не по дням, а по часам». Большим спросом сегодня пользуются продукты первой необходимости, средства дезинфекции, также лимоны и имбирь.

12:13 07 Апрель 2020 7637

Владельцы магазинов Усть-Каменогорска боятся остаться без прибыли

Автор:

Жанар Асылханова

Фото: Жанар Асылханова

«На сегодня бутылка белизны стоит 250 тенге (оптом. – Прим. авт.). Получается, мне надо ее продавать за 265. А буквально недавно она стоила 120 тенге. 300 таблеток хлорки стоили 1800 тенге, теперь 4500 тенге. То есть в три раза дороже. Но это же оптовый рынок, не розничный. Почему оптовики не входят в наше положение? У нас в основном контингент покупателей – это люди пожилого возраста. Они потом возмущаются и нас винят в том, что цены выросли», – недоумевает индивидуальный предприниматель Евгений Семёнов.

Цены никто не контролирует и не регулирует, говорит бизнесмен.

«Я лимоны на прошлой неделе покупала по 2500 за килограмм, сегодня они стоят 3000 тенге, кто-то брал за 3600 тенге. Цены на имбирь тоже разные и во много раз выше обычного. Сейчас поставили такие цены, отвернешься – другие. Как сговорились», – сетует хозяйка магазина «Асар» Эльмира Музафарова.

Корреспондент inbusiness.kz тоже побывала на одном из оптовых рынков областного центра. По всему ряду лишь один товарный ценник на одной коробке. Никто не выдает чеки, убедился inbusiness.kz.

Сами «оптовики» только разводят руками

«Фрукты идут из-за границы, товар рассчитывается по курсу. Пусть государство отрегулирует курс, тогда цена не будет расти. Посмотрите, как раньше проезжали границу, а сейчас как? На таможне больше дерут. Имбирь поднялся в цене в семь раз. Спрос большой. Вот и цена поднялась», – сказал на условиях анонимности один из торговцев.

Цены значительно повысили и отечественные товаропроизводители. Предприниматель Евгений Семёнов показывает накладные за товар, закупленный у дистрибьютеров.

«К примеру, закупочная цена гречки у меня 360 тенге за килограмм, макарон – 280. Рис был 320 тенге, теперь вот новый завоз – 390 тенге. Пшено было 230 тенге, привезли за 380 тенге за килограмм. Напитки «Натура», «Экстрим-Кола» на 20 тенге подорожали. «Яшкино» – аж на 45 тенге. А потом хотят, чтобы мы за копейки продавали? А как же нам выжить тогда?» – говорит предприниматель Евгений Семёнов.

Расход самого маленького магазина в год, говорит он, составляет вместе со списанием товара 7 млн тенге.

«У меня налог за магазин за год 60 000 тенге. Ежемесячно еще коммунальные услуги 40 000 тенге. В год это 480 тысяч тенге. Плюс заработная плата продавцов, содержание, текущий ремонт. Коммунальные услуги дорогие, как юридическим лицам, нам начисляют в два-три раза дороже. Хотя мы физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью. Мы просили, определите уж, поясните, к какой категории мы относимся и почему мы платим такие большие деньги монополистам. В прокуратуре обещали разобраться с коммунальными тарифами. Но ответа на наш вопрос мы так и не получили. Сейчас это еще более актуально», – отмечает он.

Ориентир на предельные цены

На днях министерством торговли и интеграции, министерством национальной экономики и министерством сельского хозяйства РК издан совместный приказ о предельных ценах на социально значимые продовольственные товары по девяти позициям. Согласно данному документу, в Восточном Казахстане определены такие предельные цены: на муку пшеничную первого сорта – 146 тенге за 1 кг, хлеб пшеничный формовой – 150 тенге за килограмм, рожки весовые – 194 тенге за кг, крупу гречневую – 281 тенге за 1 кг, рис весовой – 306 тенге за 1 кг. Говядину (лопаточно-грудную часть с костями) – 1750 тенге. За десяток яиц – 280 тенге, масло подсолнечное – 388 тенге за литр, соль «Экстра» – 47 тенге за килограмм.

«Вот на эти цены будут ориентироваться владельцы магазинов. Нужно будет закупать так, чтобы с наценкой этот предел не превышался. Если предлагают дороже и вы от этого не будете иметь никакой прибыли, не покупать. Тогда и поставщики повышать не будут. Сейчас мы ждем, чтобы областное управление предпринимательства по ВКО дало нам разъяснение. Это единые цены по всем районам и городам или внутри области тоже будет какая-то градация? И средняя цена какая-то будет? Через день-два, думаем, прояснятся эти вопросы. Как только отработают механизм, будем дальше мониторить», – сказал заместитель председателя Восточно-Казахстанского областного филиала партии «Нұр Отан» Александр Светаш.

«Смысл в этих мониторингах, если ситуация не меняется? – отмечает представитель специальной мониторинговой группы при агентстве по противодействию коррупции Семея Восточно-Казахстанской области Руслан Кибке. – В данный момент имеется расхождение по ценам на многие социально значимые продукты. Если верить совместному приказу, то те же яйца первой категории в ВКО по цене не должны превышать 280 тенге за один десяток. А что видим по факту? Цена больше 300 тенге, говядина (лопаточно-грудная часть с костями) должна быть максимум 1750 тенге за 1 кг, а некоторые магазины продают ее на 150-250 тенге дороже. Это говорит о том, что курирующий исполнение этого приказа государственный орган не мониторит цены или не принимает мер по урегулированию цен на продукты. Почему? Я думаю, пора бы ответственным лицам взяться за работу и привести цены в соответствие с приказом и приложением. Иначе процент удорожания в связи с массовой истерией из-за пандемии коронавируса может быть не таким щадящим!».

К слову, предприниматели, которые закупили социально значимые товары по более высокой цене, теперь не знают, как продать их и не остаться в убытке. К примеру, закупочная цена муки составила 236 тенге за килограмм, а продавать ее нужно будет исходя из определенной на данный момент предельной цены 194 тенге за килограмм. Предприниматель в этом случае попросту уйдет в убыток.

Жанар Асылханова, ВКО

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/eTVTkCW9.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/wLfaOpq2.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/1MnrpEVd.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/TGZSq68i.jpg

Анализ текущей ситуации по экспорту муки и макаронных изделий

Производство муки: потенциал наращивания экспорта.

07 Сентябрь 2020 15:48 5278

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 1,89 млн тонн муки, что на 6,4% (2,019 млн тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года, сообщает Центр развития торговой политики QazTrade.

В 2019 году производственные мощности составили 10,2 млн тонн, однако загружены они были на 29% и произвели 2,9 млн тонн муки. Потенциал производства муки составляет 7 млн тонн при загрузке всех мощностей, что дает возможность для расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил мукомольной отрасли распределены не равномерно. Так, на пять областей приходится более 70% всей произведенной продукции – Акмолинская область – 10,4%, Карагандинская область – 9,7%, Костанайская – 28,8%, Северо-Казахстанская область – 9,0% и г. Шымкент – 12,1%, однако, в данных зерносеющих регионах наблюдается спад производства.

В Мангистауской и Атырауской областях наблюдается увеличение производства в 14 раз по сравнению с аналогичным периодом января-июля 2019 года. В Кызылординской области в январе-июле 2019 года производство не зафиксировано.

Производство макаронных изделий: потенциал наращивания экспорта

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 102 тыс. тонн макарон, что на 9,1% (93,9 тыс. тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года.

В 2019 году производственные мощности составили 347 тыс. тонн, однако загружены они были на 47,8% и произвели 166 тыс. тонн макарон. Потенциал производства составляет 181 тыс. тонн, при загрузке всех мощностей, что дает возможность расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил макаронной отрасли расположено в пяти областях, на долю которых приходится порядка 79% всей произведенной продукции – города Нур-Султан и Шымкент (18%), Костанайская и Северо-Казахстанская области (15%) и Западно- Казахстанская область (13%). Сконцентрированы основные производственные мощности преимущественно на севере страны. В Кызылординской и Туркестанской областях за период январь-июль 2019 – 2020 годы производство макаронных изделий не зафиксировано.

Сбалансированность внешнеторгового оборота и отдача от одного тенге инвестиций

Коэффициент сбалансированности внешнеторгового оборота по продукции «мука» равен 0,98 или ближе к 1, что означает преобладание экспорта над импортом, либо объемы импорта несущественные по сравнению с экспортом. Данный коэффициент означает огромный потенциал интеграции и наращивание экспорта по данной продукции и высокое качество продукции.

По продукции «макароны» индекс конкурентоспособности равен 0,09, что означает полную сбалансированность внешнеторгового оборота (коэффициент ближе к нулю), имеет место при равенстве экспорта импорту, это означает, что внешнеторговый обмен по данному товару происходит при равенстве торговых условий и возможностей. Для экспорта макаронных изделий необходимы увеличение инвестиций и обновление производственных мощностей для повышения качества продукции и наращивания экспорта.

Исходя из этого, данный показатель отражает прирост экспорта на единицу прироста инвестиций и является критерием эластичности экспорта муки и показывает зависимость от экономического роста производства муки и от инвестиционных вложений. Экспорт макарон менее инвестиционно привлекательная отрасль и нуждается в долгосрочных мерах финансовой поддержки. Учитывая данный показатель, производство муки остается более привлекательным как для производителей, так и для инвесторов по сравнению с производством макарон, однако при увеличении мер поддержки и привлечений инвестиций производство макаронной продукции имеет высокую цепочку добавленной стоимости.

Производство муки: потенциал наращивания экспорта

С 22 марта до 1 июня текущего года в РК действовали запреты и ограничения (квоты) на экспорт муки, введенные в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности населения и повышенным спросом в странах – импортерах казахстанской продукции (приказы МСХ РК от 22 марта 2020 года № 103, от 2 апреля 2020 года № 111).

Средняя загруженность элеваторов составляет 35-40%. Это говорит о высоких производственных возможностях ОТП мукомольной промышленности и о высоком потенциале дальнейшего производства.

Вызовы и барьеры экспорта макаронных изделий:

  • Применение странами-импортерами мер нетарифного ограничения в торговле.
  • Совмещение рынков зерна и муки в Центральной Азии привело к резкому росту мукомольной промышленности в странах – импортерах отечественной муки.
  • Квотная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Тарифная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Отличие в стандартах на поставляемую продукцию.

Показатели торговли муки: экспорт

С 2015 года наблюдается тренд на снижение экспорта муки из Казахстана с $494 млн до $363 млн, или на 26,5%.

При этом, несмотря на введенные ограничения в связи с продовольственной безопасностью во время режима ЧП, экспорт пшеничной муки в совокупности за шесть месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал рост. Экспорт муки из Казахстана за январь-июнь 2020 года увеличился на 23,75% и составил $198 млн. Стоит отметить, что экспортная выручка по муке выросла на фоне снижения физобъемов, что свидетельствует о скачкообразном росте цен на данную продукцию.

Лидерами по экспорту пшеничной муки являются Костанайская область (37,4%) и г. Шымкент (18%). В 2019 году суммарно из этих двух регионов было экспортировано продукции на $201,1 млн. Также крупными поставщиками пшеничной муки являются Северо-Казахстанская, Акмолинская, Туркестанская, Карагандинская области и г. Нур-Султан. На их долю приходится 35% от всего экспорта, или $127,4 млн. В трех регионах экспорт не наблюдался.

Показатели торговли муки: импорт

За первое полугодие 2020 года импорт пшеничной муки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал значительный рост (276,8%) и составил $1,6 млн.

Необходимо отметить, что обеспеченность внутреннего рынка мукой находится на высоком уровне среди прочих товарных групп. За прошедший год импорт муки составил не более 0,12% от производства в стране.

Основными потребителями казахстанской муки являются Афганистан – 61% ($221,4 млн) и Узбекистан – 21,2% ($76,9 млн). Также в число крупных потребителей входят такие страны, как Таджикистан – 5,3% ($19,3 млн), Россия – 4,5% ($16,4 млн), Туркменистан – 2,9 % ($10,4 млн) и Кыргызстан – 2,6 % ($9,6 млн).

Согласно данным UN Comtrade, поставки казахстанской муки в основные страны-импортеры в среднем составляют 90% от общего импорта данных стран.

Развитие поставок макаронной продукции

Макаронный рынок имеет крупные масштабы в мире – общий экспорт макаронных изделий составляет около 8,7 млрд долл. США. При этом доля казахстанской продукции на рынке составляет менее 0,2%. Учитывая наличие высококачественных компонентов для производства макарон на внутреннем рынке (мука, вода, прочие добавки), у Казахстана большой потенциал развития в данной отрасли.

Добавленная стоимость при производстве макаронных изделий многократно превышает добавленную стоимость при производстве продуктов среднего передела (муки пшеничной) или экспорта сырья.

В Казахстане производится относительно большой объем макаронных изделий. Экспорт в 2019 году составил более 29 млн долл. США. При этом экспорт товарной позиции составляет 20% от производства, что указывает на большой потенциал производства и увеличения экспорта макаронных изделий.

  • Объем экспорта макаронных изделий увеличился почти в два раза за последние два года.
  • Основные компоненты производства макаронных изделий имеются на внутреннем рынке в широком доступе (мука, вода, прочие добавки).

Показатели торговли макаронных изделий

Экспортные поставки макаронных изделий за январь-июнь 2020 года составили $21,2 млн, что на 58,2% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Вместе с тем наблюдается положительная динамика экспорта макаронных изделий за последние пять лет с $10,6 млн до $29,1 млн (рост 174,5%), что свидетельствует о росте конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках.

За период с 2015 по 2019 год импорт макаронных изделий показал незначительное снижение на 6,3%, с $41,5 млн до $28,9 млн. Однако, несмотря на ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, импорт макаронных изделий за первое полугодие 2020 года составил $17,9 млн, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года ($15,5 млн).

Потенциал наращивания экспорта макарон в КНР

Объем потребления макаронных изделий Китая за последние три года показал рост в среднем на 6%, при этом темпы роста импорта составили с 2017 по 2019 год 9%. Однако необходимо наращивать производство для экспорта в Китай, учитывая, что доля экспорта в Китай от общего объема экспорта РК составляет не более 1%. Так, в 2019 году было экспортировано 370 тонн продукции. Учитывая емкость рынка Китая и возможности производства РК, необходимо рассмотреть данный рынок для отечественных компаний.

При эффективном вложении инвестиций в макаронную отрасль имеется потенциал дозагрузки мощностей, при этом учитывая внутреннее потребление (реализация на внутреннем рынка в 2019 году 153 тыс. тонн). Учитывая оценочный рост экспертного сообщества, средний рост потребления макарон в РК за последние годы составил 13%. Учитывая данные факторы, потенциал производства макарон при загруженности на 47%, или 166 тыс. тонн продукции, имеет три сценария дозагрузки мощностей. (средняя экспортная стоимость – 665 долларов за тонну продукции). Также для выхода на рынки Китая необходимо обновление производственных мощностей, расширение линейки продукции макаронных изделий, налаживание технологического процесса под потребности Китая и усиление мер поддержки.

  1. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 10% прирост экспорта составит 16,5 млн долларов, или рост экспорта на 56%.
  2. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 20% прирост экспорта составит 39,7 млн долларов, или рост экспорта в 1,37 раза.
  3. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 30% прирост экспорта составит 62,8 млн долларов, или рост экспорта в 2,1 раза.

Показатели торговли макаронными изделиями

Лидерами по экспорту макаронных изделий являются Алматинская (33,7%), Костанайская (13,4%) и Павлодарская (12,2%) области. В 2019 году суммарно из этих трех регионов было экспортировано продукции на $17,2 млн. Также крупными поставщиками макаронных изделий являются г. Алматы и Шымкент, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Карагандинская области. На их долю приходится 36,8% от всего экспорта, или $10,7 млн. В Кызылординской области экспорт не наблюдался.

Единая экспортная корзина на 2020 год (январь-июнь). Макаронные изделия

  • Создание совместных предприятий для увеличения передела продукции еще на один уровень выше.
  • Снабжение афганского рынка с оптимальными просчетами логистики.
  • Привлечение инвестиций.
  • Создание регионального бренда в рамках совместных предприятий.
  • Совместное лоббирование внешних рынков.

Контейнерные перевозки для экспорта сельхозпродукции

По информации АО «НК «Қазақстан темір жолы», в Казахстане в 2020 году установлены понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.

Также для поддержки казахстанских производителей в период пандемии АО «НК «КТЖ» отменило до конца года сбор в 10-кратном размере за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов. В рамках Стамбульской конвенции срок временного ввоза контейнеров увеличился до 180 дней.

Преимущества перевозки в контейнерах:

  • Варианты погрузки на элеваторе и на местах хранения зерна (в амбарах).
  • Возможность перевозки на более дальние расстояния.
  • Возможность осуществления перевозки с более высокой скоростью, «от двери до двери» и без необходимости перегрузки в пути следования.
  • Обеспечение сохранности груза.

SWOT-анализ по развитию мукомольной отрасли в РК

Анализ рынка лапши быстрого приготовления

Импорт лапши быстрого приготовления за период январь-июнь 2020 года составил $4592 тыс., что на 18% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Если в январе-июне 2019 года сальдо составляло $497 тыс., за январь-июнь 2020 года сальдо составило уже $1592 тыс. Экспортировали в январе-июне 2020 года на $3000 тыс., что ниже на 11,3% за аналогичный период 2019 года.

Согласно данным Всемирной ассоциации лапши быстрого приготовления (WINA), объем потребления в Казахстане в 2019 году составил 250 млн порций. Основными потребителями лапши являются Китай, Индонезия, Индия, Япония и Вьетнам, на долю которых приходится 67% мирового потребления. Казахстан занимает 28-е место с долей 0,2% от общего потребления в мире.

Важным конкурентным преимуществом отечественного продукта является то, что себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

При этом считается, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон из-за необходимости крупных вложений в производственную линейку, оборудование и подбор высококвалифицированного персонала.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Коронавирус повлиял на любовь казахстанцев к мороженому

Производители терпят убытки из-за карантина.

14 Август 2020 08:13 6085

Фото: Мира Бахытова

Одно предприятие закрылось, на другом вдвое упало производство, два существующих на юге страны завода по выпуску мороженого пострадали из-за пандемии коронавируса, передает корреспондент Inbusiness.kz.

Если северяне потребляют мороженое круглый год, невзирая на календарь, то в южных регионах Казахстана лишь весна и лето традиционно считаются сезонами холодного лакомства. Но только не в этом году. Производители, что называется, «просели» по всем показателям. Завпроизводством ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов, завод находится в Толебийском районе Туркестанской области, рассказал, что раньше в сезон выпускали по 15-16 тысяч коробок мороженого, это почти 800 тысяч штук сладкого холодного лакомства в день. Теперь из-за снижения спроса пришлось остановить половину линий.

«Производство на 50% снизилось, как началась пандемия, от силы семь-восемь коробок в день производим. Сразу заметное снижение спроса произошло. В этом году вообще такого понятия, как сезон, не было, он вроде только начался – и сразу пандемия. У нас есть линии, где производственная мощность очень высокая, пять видов можно выпускать, но их можно всего за неделю сделать, а потом будем простаивать, поэтому именно эти линии мы остановили. Продавали с прошлого года в Узбекистан, но в связи с пандемией нет возможности. Интересовались нашим мороженым из России, но коронавирус тоже помешал этому. Пять тонн шоколада (шоколадного мороженого) в день можем выпускать, но оно вообще не идет летом. Увидим осенью, упал ли спрос», – поделился заместитель директора по производству ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов.

Представитель завода предполагает, что причина снижения спроса в том, что люди ассоциируют мороженое с праздником и весельем, а раз закрыты все развлекательные центры, то и поводов покупать мороженое вроде как нет, также большие закупки делались для тоев и банкетов, которые сейчас под запретом. Такие же причины называют и специалисты Региональной палаты предпринимателей Шымкента.

«В Шымкенте всего один завод мороженого – ТОО «Азия-Холод», из-за снижения спроса им пришлось совсем остановить производство. Единственное, работают холодильные камеры, потому что там готовая продукция. Мы сделали анализ и выявили три фактора, три причины снижения спроса. Первая – те, кто переболел COVID-19 или считает, что болел именно коронавирусом, либо боится заболеть, уже не покупают мороженое. Вторая – снизилась в целом покупательская способность. Третья – это ограничения и запреты работы ТРЦ, гипермаркетов, кинотеатров, а магазины уже не берут мороженое в больших объемах», – отмечает заместитель директора НПП «Атамекен» Шымкента Адильжан Даткаев.

В то же время на «Балмуздаке» все-таки сохранили коллектив, здесь трудоустроено 220 человек, в основном это жители села Первомаевка, где расположен завод.

«Нам государство помогло с отсрочкой кредитов, нам немного помогло это. Мы не стали экономить на работниках. Просто обеспечиваем людей другой работой – крышки, стаканчики, клеить наклейки. Сокращения не было, и даже зарплаты на июнь-июль подняли на 10%, это самое трудное время для них, и мы каждый год им поднимали зарплаты – всем, кроме руководства», – рассказал Адхам Айтметов.

Мира Бахытова, Шымкент


Подпишитесь на наш канал Telegram!