В прогнозе социально-экономического развития страны на 2017-2021 годы, разработанном правительством и представленном в парламент вместе с проектом республиканского бюджета на 2017-2019 годы, отмечается, что в связи с возможным сохранением низких цен на энергоресурсы и металлы, которые являются основными экспортными товарами Казахстана, "рост экономики в 2017-2021 годах будет опираться на внутренний спрос, который будет расти темпами в среднем 2,7% в год".
Правительством подготовлены три сценария развития экономики. Так, оптимистичный сценарий предполагает "поступательное развитие мировой экономики, разрешение долговых проблем Еврозоны, восстановление спроса частного сектора". При этом сценарии ожидается, что мировая цена на нефть в 2017-2019 годах будет на уровне 40 долларов за баррель, в 2020 году - 45 долларов, в 2021 году - 50 долларов за баррель.
Базовый сценарий основан на постепенном улучшении темпов роста мировой экономики, при мировой цене на нефть в 2017-2019 годах на уровне 35 долларов за баррель, в 2020 году - 40 долларов, в 2021 году - 45 долларов за баррель.
Пессимистичный сценарий предусматривает наихудший вариант - замедление темпов роста мировой экономики и сохранение низких цен на основные виды энергоресурсов. Мировая цена на нефть в этом сценарии в 2017-2019 годах составит 30 долларов за баррель, в 2020 году - 35 долларов, в 2021 году - 40 долларов.
Впрочем, правительство предпочитает основные прогнозы делать на "среднем" базовом сценарии. В этом варианте реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 1,9% в 2017 году, 2,1% в 2018 году, 2,7% в 2019 году, 2,9% в 2020 году и 3,1% в 2021 году. Номинальный объем ВВП увеличится с 48 391,8 млрд тенге в 2017 году до 63 643,9 млрд тенге в 2021 году.
При этом ожидается, что развитие экономики на фоне умеренных темпов роста мировой экономики будет сопровождаться "устойчивой и поступательной экономической динамикой за счет возрастания государственных инвестиций в инфраструктуру и потребления населения". Среднегодовые темпы роста инвестиций ожидаются в пределах 3,5%.
После адаптации экономики к низким мировым ценам на нефть и металлы в 2017-2021 годах динамика экспорта товаров и услуг, как ожидается, перейдет "на траекторию благоприятного роста". Импорт также будет характеризоваться постепенным ростом. В денежном выражении эти показатели таковы: экспорт в 2017 году прогнозируется на уровне 40,2 млрд долларов в 2017 году с ростом до 53,3 млрд долларов в 2021 году, импорт в 2017 году прогнозируется на уровне 29,1 млрд долларов с увеличением до 38,2 млрд долларов в 2021 году.
Ожидает правительство и восстановление роста промышленности. Согласно прогнозам, валовая добавленная стоимость (ВДС) промышленности в 2017-2021 годах будет расти в среднем на 2,1% в год. Так, ВДС горнодобывающей промышленности будет увеличиваться на уровне 2,2% в среднегодовом выражении, ВДС обрабатывающей промышленности будет расти в пределах 1,2-3,0% в 2017-2021 годах. Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства составит 3%, при этом опережающими темпами будет расти животноводство (общий рост к 2021 году составит 17,1%).
Среднегодовой прирост ВДС строительства составит 3,6%, однако "за счет реализации государственной программы "Нурлы жол" динамика роста строительных работ может сложиться выше прогнозируемого уровня".
Повышение же бюджетных расходов на социальные секторы экономики обеспечит увеличение объемов производства услуг - в среднем на 2,6%. А внутренняя потребительская активность должна способствовать росту услуг торговли - в среднем на 2,2%.
В горно-металлургической промышленности планируется направить усилия на "обеспечение максимальной переработки сырья внутри страны и производстве продукции высоких переделов, обеспечивающих развитие смежных отраслей (машиностроение, стройиндустрия). При этом в развитии машиностроения основной упор будет сделан на "максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью". Согласно прогнозу, развитие автомобильной промышленности и промышленности по производству автокомпонентов "должно стать фундаментом для строительства машиностроения, к 2020 году производство отечественных производителей прогнозируется на уровне 300 тысяч единиц автомобилей".
Развитие нефтегазового сектора будет направлено на обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и газе, строительство новых трубопроводов, увеличение экспорта нефти и газа, диверсификацию экспортных маршрутов транспортировки нефти.
Наряду с этим, "будут изменены правила по применению ставки экспортно-таможенной пошлины с ее привязкой к мировой цене на нефть (прогрессивная ставка) "для обеспечения адекватной налоговой нагрузки на предприятия нефтегазового сектора".
Дальнейшее развитие нефтегазовой отрасли будет обеспечиваться приростом запасов за счет открытия новых месторождений на море в Прикаспийском бассейне. Будет разработана программа поэтапного вывода с экономического оборота выработанных, малодебитных и обводненных месторождений нефти с реализацией мер по трудоустройству высвобождаемых работников.
Для обеспечения экспорта нефти планируется расширение транспортных коридоров посредством увеличения пропускной способности нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума и "Казахстан-Китай". К 2020 году планируется завершить реализацию проектов по модернизации нефтеперерабатывающих заводов, созданию производства ароматических углеводородов (бензол, параксилол), формированию интегрированного газохимического комплекса (полипропилен, полиэтилен).
В развитии аграрного сектора основной акцент будет сделан на создание инфраструктуры и внедрение новых технологий, а в сфере переработки сельхозпродукции - на техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества, расширение ассортимента продовольственных товаров для создания равных условий для конкуренции со странами-партнерами по ЕАЭС.
В развитии внутренней торговли планируется осуществить поэтапный переход на торговлю в стационарных торговых объектах. С января 2018 года на территории столицы и города республиканского значения (Астана и Алматы) будут введены в действие универсальные торговые рынки, состоящие из стационарных торговых объектов. С января 2020 года аналогичные рынки будут введены в городах областного значения.
Уровень инфляции на 2017 год прогнозируется в пределах 6,0-8,0%, в 2018 году - 5,0-7,0%, в 2019 году - 4,0-6,0%, со снижением в 2020-2021 годах до уровня 3,0-4,0%. При этом снижение инфляции "будет осуществляться совместными усилиями правительства и национального банка, и носить сбалансированный характер". Принятие жестких мер по резкому ограничению инфляции "окажет негативное влияние на экономику и не позволит обеспечить ее стабильный и поступательный рост, тогда как стимулирующая экономический рост политика повлечет нарастание инфляционных процессов".
Основной задачей денежно-кредитной политики в среднесрочном периоде определено "восстановление доверия к тенге и построение тенговой кривой доходности для эффективного функционирования процентного канала". Нацбанк будет устанавливать базовую ставку для регулирования ликвидности банковской системы, а также влияния на денежный рынок, и таргетируемую рыночную ставку, что позволит "более эффективно регулировать ожидания в отношении инфляции и обменного курса, тем самым способствуя ограничению волатильности на денежном рынке и формированию долгосрочных процентных ставок".
Переход к инфляционному таргетированию и продолжение политики свободного плавающего обменного курса тенге, по планам правительства, "позволит устранять дисбалансы в развитии экономики путем изменения обменного курса в ответ на изменяющиеся фундаментальные факторы". Курс тенге будет определяться в результате соотношения между спросом и предложением иностранной валюты.
В социальной сфере прогнозом определены такие показатели: минимальный размер заработной платы вырастет с 22 859 тенге в 2017 году до 32 121 тенге в 2021 году, а среднемесячная номинальная заработная плата к 2021 году достигнет уровня 172 743 тенге.
В своих прогнозах правительство также предполагает сокращение использования средств Национального фонда в виде гарантированного трансферта и целевых трансфертов. Согласно прогнозам, в 2017 году, исходя из базового сценария развития экономики, в Нацфонд поступит прямых налогов от предприятий нефтяного сектора порядка 1 201,6 млрд тенге, в 2018 году - 1 172,5 млрд тенге, в 2019 году - 1 156,1 млрд тенге. Общий объем чистых накоплений нефтяных доходов в Нацфонде в 2019 году, по прогнозам, составит 63,1 млрд долларов.
Ирина Севостьянова, Астана