/img/tv1.svg
RU KZ
Внутренний спрос как основа экономического роста

Внутренний спрос как основа экономического роста

Правительство определилось с «локомотивом» экономики на 2017-2021 годы.

11:19 14 Сентябрь 2016 3759

Внутренний спрос как основа экономического роста

Автор:

Ирина Севостьянова

В прогнозе социально-экономического развития страны на 2017-2021 годы, разработанном правительством и представленном в парламент вместе с проектом республиканского бюджета на 2017-2019 годы, отмечается, что в связи с возможным сохранением низких цен на энергоресурсы и металлы, которые являются основными экспортными товарами Казахстана, "рост экономики в 2017-2021 годах будет опираться на внутренний спрос, который будет расти темпами в среднем 2,7% в год".

Правительством подготовлены три сценария развития экономики. Так, оптимистичный сценарий предполагает "поступательное развитие мировой экономики, разрешение долговых проблем Еврозоны, восстановление спроса частного сектора". При этом сценарии ожидается, что мировая цена на нефть в 2017-2019 годах будет на уровне 40 долларов за баррель, в 2020 году - 45 долларов, в 2021 году - 50 долларов за баррель.

Базовый сценарий основан на постепенном улучшении темпов роста мировой экономики, при мировой цене на нефть в 2017-2019 годах на уровне 35 долларов за баррель, в 2020 году - 40 долларов, в 2021 году - 45 долларов за баррель. 

Пессимистичный сценарий предусматривает наихудший вариант - замедление темпов роста мировой экономики и сохранение низких цен на основные виды энергоресурсов. Мировая цена на нефть в этом сценарии в 2017-2019 годах составит 30 долларов за баррель, в 2020 году - 35 долларов, в 2021 году - 40 долларов. 

Впрочем, правительство предпочитает основные прогнозы делать на "среднем" базовом сценарии. В этом варианте реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 1,9% в 2017 году, 2,1% в 2018 году, 2,7% в 2019 году, 2,9% в 2020 году и 3,1% в 2021 году. Номинальный объем ВВП увеличится с 48 391,8 млрд тенге в 2017 году до 63 643,9 млрд тенге в 2021 году. 

При этом ожидается, что развитие экономики на фоне умеренных темпов роста мировой экономики будет сопровождаться "устойчивой и поступательной экономической динамикой за счет возрастания государственных инвестиций в инфраструктуру и потребления населения". Среднегодовые темпы роста инвестиций ожидаются в пределах 3,5%. 

После адаптации экономики к низким мировым ценам на нефть и металлы в 2017-2021 годах динамика экспорта товаров и услуг, как ожидается, перейдет "на траекторию благоприятного роста". Импорт также будет характеризоваться постепенным ростом. В денежном выражении эти показатели таковы: экспорт в 2017 году прогнозируется на уровне 40,2 млрд долларов в 2017 году с ростом до 53,3 млрд долларов в 2021 году, импорт в 2017 году прогнозируется на уровне 29,1 млрд долларов с увеличением до 38,2 млрд долларов в 2021 году.

Ожидает правительство и восстановление роста промышленности. Согласно прогнозам, валовая добавленная стоимость (ВДС) промышленности в 2017-2021 годах будет расти в среднем на 2,1% в год. Так, ВДС горнодобывающей промышленности будет увеличиваться на уровне 2,2% в среднегодовом выражении, ВДС обрабатывающей промышленности будет расти в пределах 1,2-3,0% в 2017-2021 годах. Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства составит 3%, при этом опережающими темпами будет расти  животноводство (общий рост к 2021 году составит 17,1%). 

Среднегодовой прирост ВДС строительства составит 3,6%, однако "за счет реализации государственной программы "Нурлы жол" динамика роста строительных работ может сложиться выше прогнозируемого уровня". 

Повышение же бюджетных расходов на социальные секторы экономики обеспечит увеличение объемов производства услуг - в среднем на 2,6%. А внутренняя потребительская активность должна способствовать росту услуг торговли - в среднем на 2,2%. 

В горно-металлургической промышленности планируется направить усилия на "обеспечение максимальной переработки сырья внутри страны и производстве продукции высоких переделов, обеспечивающих развитие смежных отраслей (машиностроение, стройиндустрия). При этом в развитии машиностроения основной упор будет сделан на "максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью". Согласно прогнозу, развитие автомобильной промышленности и промышленности по производству автокомпонентов "должно стать фундаментом для строительства машиностроения, к 2020 году производство отечественных производителей прогнозируется на уровне 300 тысяч единиц автомобилей". 

Развитие нефтегазового сектора будет направлено на обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и газе, строительство новых трубопроводов, увеличение экспорта нефти и газа, диверсификацию экспортных маршрутов транспортировки нефти. 

Наряду с этим, "будут изменены правила по применению ставки экспортно-таможенной пошлины с ее привязкой к мировой цене на нефть (прогрессивная ставка) "для обеспечения адекватной налоговой нагрузки на предприятия нефтегазового сектора". 

Дальнейшее развитие нефтегазовой отрасли будет обеспечиваться приростом запасов за счет открытия новых месторождений на море в Прикаспийском бассейне. Будет разработана программа поэтапного вывода с экономического оборота выработанных, малодебитных и обводненных месторождений нефти с реализацией мер по трудоустройству высвобождаемых работников. 

Для обеспечения экспорта нефти планируется расширение транспортных коридоров посредством увеличения пропускной способности нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума и "Казахстан-Китай". К 2020 году планируется завершить реализацию проектов по модернизации нефтеперерабатывающих заводов, созданию производства ароматических углеводородов (бензол, параксилол), формированию интегрированного газохимического комплекса (полипропилен, полиэтилен). 

В развитии аграрного сектора основной акцент будет сделан на создание инфраструктуры и внедрение новых технологий, а в сфере переработки сельхозпродукции - на техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества, расширение ассортимента продовольственных товаров для создания равных условий для конкуренции со странами-партнерами по ЕАЭС. 

В развитии внутренней торговли планируется осуществить поэтапный переход на торговлю в стационарных торговых объектах. С января 2018 года на территории столицы и города республиканского значения (Астана и Алматы) будут введены в действие универсальные торговые рынки, состоящие из стационарных торговых объектов. С января 2020 года аналогичные рынки будут введены в городах областного значения.

Уровень инфляции на 2017 год прогнозируется в пределах 6,0-8,0%, в 2018 году - 5,0-7,0%, в 2019 году - 4,0-6,0%, со снижением в 2020-2021 годах до уровня 3,0-4,0%. При этом снижение инфляции "будет осуществляться совместными усилиями правительства и национального банка, и носить сбалансированный характер". Принятие жестких мер по резкому ограничению инфляции "окажет негативное влияние на экономику и не позволит обеспечить ее стабильный и поступательный рост, тогда как стимулирующая экономический рост политика повлечет нарастание инфляционных процессов". 

Основной задачей денежно-кредитной политики в среднесрочном периоде определено "восстановление доверия к тенге и построение тенговой кривой доходности для эффективного функционирования процентного канала". Нацбанк будет устанавливать базовую ставку для регулирования ликвидности банковской системы, а также влияния на денежный рынок, и таргетируемую рыночную ставку, что позволит "более эффективно регулировать ожидания в отношении инфляции и обменного курса, тем самым способствуя ограничению волатильности на денежном рынке и формированию долгосрочных процентных ставок". 

Переход к инфляционному таргетированию и продолжение политики свободного плавающего обменного курса тенге, по планам правительства, "позволит устранять дисбалансы в развитии экономики путем изменения обменного курса в ответ на изменяющиеся фундаментальные факторы". Курс тенге будет определяться в результате соотношения между спросом и предложением иностранной валюты. 

В социальной сфере прогнозом определены такие показатели: минимальный размер заработной платы вырастет с 22 859 тенге в 2017 году до 32 121 тенге в 2021 году, а среднемесячная номинальная заработная плата к 2021 году достигнет уровня 172 743 тенге. 

В своих прогнозах правительство также предполагает сокращение использования средств Национального фонда в виде гарантированного трансферта и целевых трансфертов. Согласно прогнозам, в 2017 году, исходя из базового сценария развития экономики, в Нацфонд поступит прямых налогов от предприятий нефтяного сектора порядка 1 201,6 млрд тенге, в 2018 году - 1 172,5 млрд тенге, в 2019 году - 1 156,1 млрд тенге. Общий объем чистых накоплений нефтяных доходов в Нацфонде в 2019 году, по прогнозам, составит 63,1 млрд долларов. 

Ирина Севостьянова, Астана

Бакытжан Сагинтаев пообещал бизнесу больше свободы

25 Май 2018 22:59 8222

Как премьер говорил об ответственном подходе к делу при визите в Костанайскую область.

В составе делегации сюда прибыл также ряд министров. Гости не только знакомились с ситуацией на местах, но и попытались дать оценку работе региона в сравнении с другими областями страны, назвав «узкие» места.

По словам министра нацэкономики Тимура Сулейменова, Костанайская область меньше многих регионов страны зависима от импорта, причем структура экономики региона сбалансирована в соотношении «переработка – услуги – транспорт». По экспорту продукции прирост в прошлом году составил 43,4%. В качестве рекомендации Тимур Сулейменов высказал пожелание привлекать в качестве источника финансирования малого и среднего бизнеса микрофинансовые организации, дополняя ими уже привычные банки второго уровня, которые имеют менее гибкую систему работы с клиентом.

Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек в свою очередь отметил довольно высокий износ основного оборудования предприятий, немалая доля которого эксплуатируется уже больше 10 лет. При этом он подчеркнул, что треть компаний имеет основу для автоматизации и цифровизации, потому считает необходимым стимулировать процессы модернизации производств с позиции внедрения различных «умных» технологий.

В пул из 14 республиканских проектов цифровизации вошли два проекта из Костанайской области. Оба реализует АО «ССГПО» (Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение). Это «Умный карьер» – уже внедренная и презентованная предприятием автоматизированная система управления логистикой, а также «Умная фабрика» – она позволит автоматизировать работу по производству продукции. Второй проект, по заявлению руководства компании, планируют реализовать до 2025 года. Экономия от реализации проектов к 2025 году, по озвученной Женисом Касымбеком информации, составит 112 млрд тенге.

При этом, по словам заместителя акима Костанайской области Мейиржана Мырзалиева, в регионе уже утверждены дорожные карты технологической модернизации еще двух предприятий: АО «Варваринское» (добыча золото-медной руды и производство сплава Доре), а также АО «Костанайские минералы» (добыча хризотил-асбеста). Сумма вложений по этим трем предприятиям составит более 100 млрд тенге.

Индустриализация и господдержка

Наращивать объемы производства, конечно же, будут не только за счет модернизации существующих предприятий. Часть новых заводов расположится в индустриальной зоне, где уже завершается подготовка к пуску производства лифтового оборудования, ведется строительство завода стройматериалов. Аким Костанайской области Архимед Мухамбетов вновь поднял вопрос придания индустриальной зоне статуса свободной экономической.

«Правительство получило право давать разрешение на создание СЭЗ, хотя ранее это было возможно только по приказу президента. Но особых желаний делать в каждом регионе по такой зоне у нас нет. Деньги тратят на заборы, а внутри пусто. В Костанае другая ситуация – изменен подход. Сами подвели инфраструктуру, сами построили здания для предприятий. Бизнесу нужно только прийти, установить оборудование и работать. Ждут только льготы, которые дает СЭЗ. Если так подходить к вопросу, то его можно обдумать», – ответил на просьбу премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.

Следуя этой позиции, он ответил отказом на просьбу выделить более полумиллиарда тенге на подведение железнодорожного пути к строящемуся цементному заводу в Рудном. Деньги на подведение инфраструктуры к крупным предприятиям Бакытжан Сагинтаев вовсе рекомендовал искать в местном бюджете. Аргумент прост: средства эти выделяют в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» и чаще всего расходуют на помощь крупным компаниям, оставляя без нужной инфраструктуры мелкий и средний бизнес. Теперь правительство будет делать акцент на помощи именно МСБ, объяснив принятие такого решения тем, что госпрограмма разрабатывалась именно для этих целей.

При этом председатель правления НПП «Атамекен» Абылай Мырзахметов отметил, что регион хорошо подтянулся за последний год в части поддержки бизнеса. В качестве примера привел тот факт, что региону выделили деньги на разработку сразу нескольких приложений для бизнесменов, которые позволят мониторить работу, в том числе выделение земельных участков. Еще один аспект – подбор иностранных инвесторов построен на принципе перспективного замещения импорта. К примеру, сегодня в индустриальную зону Костаная приглашают бизнесменов из России для открытия производства продукции, которую ранее завозили извне. Яркий пример тому – завод по выпуску лифтового оборудования.

При этом подписанный накануне президентом закон снизит число проверок, разрешительных документов, справок, облегчит работу бизнеса по многим направлениям. Главное теперь – сознательность самого сообщества предпринимателей.

АПК

Цифровизация в аграрном секторе стала одной из тем, которые Бакытжан Сагинтаев обсудил в рамках встречи с аграриями Костанайской области. Учитывая, что регион стал пилотным по направлению цифровизации сельского хозяйства, говорили не столько о субсидиях, сколько об их доступности, прозрачности распределения средств, простоте оформления документов.

Вице-министр сельского хозяйства (МСХ) Арман Евниев озвучил 10 главных акцентов, которые определило для себя ведомство, двигаясь в направлении упрощения и повышения прозрачности госуслуг и господдержки, оказываемой аграрному сектору. Помимо новости о планируемом принятии единого аграрного налога, субсидировании лизинга техники, об улучшении условий жизни на селе, Арман Евниев озвучил и другие цели программы развития АПК.

Так, в МСХ планируют все же сделать так, чтобы правила работы госпрограммы поддержки АПК были долгосрочными. Сегодня речь идет о том, чтобы они не менялись до 2021 года, а впоследствии определяли 10-летний горизонт планирования. Еще один акцент сделают на кооперацию, но имея в виду объединение в кооперативы уже не сельчан, а различных сельхозпредприятий, которые без посредников смогут обеспечивать весь цикл производства, переработки и реализации сельхозпродукции, от поля до полки магазина. Своего рода кластер внутри села или, скорее, района. Цель – избежать посредников и лишних затрат. Свои доходы предприятия смогут распределять внутри кооператива.

Аграриям обещают также полную автоматизацию в сфере оказания госуслуг. И тут крестьяне Костанайской области задали важный и острый сегодня вопрос по работ двух систем ИСЖ (идентификация сельхозживотных) и ИАС (информационная база селекционной и племенной работы).

«Сельхозформирования при продаже молодняка сталкиваются с такой проблемой, как слабая работа ИСЖ. Если программа ИАС работает отлично, то ИСЖ по сравнению с нею не работает вообще. Зависает, по несколько недель не можем внести данные. Мы предлагаем объединить эти две программы у одного оператора или интегрировать систему ИСЖ в ИАС, что существенно облегчит работу сельхозпроизводителей», – сказал директор ТОО «АФ «Диевская» Олег Даниленко.

В ответ животноводы услышали, что Минсельхоз уже работает над объединением этих двух систем в одну. Более того, Бакытжан Сагинтаев рекомендовал акционерному обществу «Холдинг «Зерде» еще раз проанализировать замечания аграриев и учесть их при работе по совершенствованию автоматизации системы оказания госуслуг Минсельхозом.

«Если мы не будем учитывать мнение сельхозтоваропроизводителей, то ничего не получится», – резюмировал он.

Главной задачей для перерабатывающего сектора, и не только в сфере АПК, премьер-министр назвал увеличение эффективности производства и рост экспорта. При этом в свете подписания президентом Нурсултаном Назарбаевым закона по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности Бакытжан Сагинтаев отметил важность именно автоматизации субсидирования. Он подчеркнул, что достижение этой цели будет якобы одним из главных критериев оценки эффективности работы Минсельхоза.

Татьяна Шестакова

Повышение безопасности Казахстана обходится дорого

13 Сентябрь 2016 23:20 3740

Правительство одобрило поправки в бюджет этого года. На силовой блок предлагается потратить дополнительно 70,2 млрд тенге. 

Сегодня в правительстве прошло первое заседания кабмина под руководством нового премьера Бакытжана Сагинтаева. Министр финансов Бахыт Султанов представил коллегам уточненный бюджет на 2016 год. Отметим, последний раз корректировки в него вносились в феврале. 

Доходы бюджета в 2016 году (без учета трансфертов) увеличатся на 843,9 млрд тенге и достигнут 4,2 трлн тенге. В февральских поправках доходы ожидались на уровне 3,3 трлн тенге. Сегодня Бахыт Султанов отчитался, что рост прогнозируется благодаря увеличению экспорта (на 10,1%), импорта (на 20,7%), ВДС (валовой добавленной стоимости) ненефтяного сектора на 2,5%, а также повышению ставки ЭТП на нефть с 20 до 35 долларов за тонну. Также в прогнозе отражены фактические разовые поступления на 190 млрд тенге.

Также ожидается, что в этом году правительство потратит на 454,9 млрд тенге меньше средств Нацфонда, чем предполагалось в феврале. Рост доходов бюджета позволит сократить гарантированный трансферт из Нацфонда на 400,3 млрд тенге. Его размер в уточненном бюджете составит 2,4 трлн тенге (6,9 млрд долларов) вместо 2,8 трлн тенге (8 млрд долларов). Целевой трансферт из Нацфонда также будет уменьшен на 54,6 млрд тенге до 752,9 млрд тенге за счет корректировки сроков реализации проектов, связанных с привлечением займов МФО (международных финансовых организаций – прим. авт.) и уменьшения размера специального резерва правительства.

Расходы бюджета наоборот будут увеличены на 379,9 млрд тенге и составят 8,6 трлн тенге. Это необходимо для обеспечения продуктивной занятости и стимулирования экономического роста, объяснил Бахыт Султанов. Такие меры будут стоить 283,4 млрд тенге и их потратят на три направления: поддержку АПК – дополнительно направят 97,3 млрд тенге, второй этап ГПИИР – дополнительно выделят 111,9 млрд тенге, развитие транспортной инфраструктуры – предлагается выделить 74,2 млрд тенге.

Отдельно стоит отметить, что в уточенном бюджете предусмотрят траты на меры «по повышению безопасности страны и граждан». Дополнительные расходы по силовому блоку составят 70,2 млрд тенге. Также дополнительно из бюджета потратят 76,7 млрд тенге для подготовки крупных международных мероприятий (включая инфраструктуру Астаны), из таких ближайшее время ожидаются выставка Экспо-2017 и Универсиада 2017 года.
Кроме того в бюджете предусмотрят дополнительные 64,2 млрд тенге, из которых 53,3 млрд тенге пойдут на строительство объектов образования «в рамках целевого вклада в Назарбаев Университет. Еще 6,4 млрд тенге хотят направить на программу «Балапан» (дошкольное воспитание и обучение – прим. авт.).
Прогноз по дефициту бюджета не изменился - 902,7 млрд тенге или 2% к ВВП.

Куралай Абылгазина 
Фото:
asker.kz