/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 153,52 Пшеница 465,40
$ 386.8 € 429.27 ₽ 5.78
Погода:
+25Нур-Султан
+21Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 153,52 Пшеница 465,40
Время работы обменников могут ограничить. К чему это приведет?

Время работы обменников могут ограничить. К чему это приведет?

Эксперты прокомментировали инициативу Нацбанка.

06 Август 2019 17:08 2298

Время работы обменников могут ограничить. К чему это приведет?

Национальный банк намерен ограничить время работы обменных пунктов (автоматизированных обменных пунктов) с 10:00 до 19:00. Режим работы в промежутке между этими часами будет определять юрлицо, имеющее право на осуществление обменных операций с наличной иностранной валютой.

Проект изменений и дополнений опубликован на сайте Нацбанка. Само же постановление «Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой», в названии которого, к слову, термин «организации» предлагается заменить на термин «осуществление», было принято 4 апреля этого года.

Inbusiness.kz направил в Нацбанк запрос для получения разъяснений, зачем предлагается ввести ограничение времени работы обменников.

Тем временем эксперты поделились своим видением, в чем смысл, каковы риски (все опрошенные говорят об уходе обмена в тень) и можно ли считать предлагаемую меру вариантом «борьбы» с кешем.

Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане:

– С какой целью? Это философский вопрос. Или метафизический. Можно предположить, что Нацбанк хочет повысить девальвационные ожидания, создав ажиотаж на рынке наличной валюты, ведь именно он и будет. В понимании людей все просто: если обменник больше не работает круглые сутки, то надо бы заранее прикупить побольше долларов. Но это была бы странная причина. Возможно, регулятор хочет создать черный рынок валюты. Когда ты не можешь что-то сделать официально, начинаешь это делать в обход. Ограничат время работы законных обменных пунктов – появятся менялы и подпольные обменные пункты со своим курсом. Тоже странная причина для регулятора.

На самом деле таким методом регулятор, скорее всего, хочет ограничить спрос на валюту и вывод капитала из страны. Все делается именно для этого. Но в итоге приведет к тому, что все будет только на бумаге. Потому что, если нельзя будет поменять валюту в обменных пунктах официальных, будут менять в неофициальных, и это пройдет мимо учета и статистики.

Если капитал нельзя вывести из страны официально, будут находить лазейки для неофициального вывода. Таким образом, на бумаге регулятор затягивает пояс, а на самом деле выдавливает из рынка все соки, уводя его в тень и в «серую» зону.

Самый лучший способ борьбы с оттоком капитала – снять все ограничения, дать уйти всем, кто хочет уйти, и работать по привлечению и удержанию капитала с оставшимися.

Судя по проекту, ограничение коснется всех – и небанковские обменные пункты, и обменные пункты при банках.

Если говорить о рисках, то самый большой риск – уход рынка обмена наличной валюты в тень. За примером далеко ходить не надо, рядом с нами Узбекистан, где все это было данностью еще несколько лет назад. Были официальный курс с официальным рынком и базар, где всегда можно было поменять быстрее и без дополнительных вопросов о документах, источниках дохода и ограничений. Оно нам надо? Скорее нет, это не просто шаг, это два шага назад.

Можно ли ожидать, что Нацбанк расширит коридор маржи для обменных пунктов? Предпосылок к этому нет. Но у подпольных обменников и менял на базаре нет нужды придерживаться официальной маржи. Курс там будет устанавливаться исключительно желаниями менялы.

Согласен с тем, что предлагаемая мера – это борьба с кешем. Получится ли снизить обороты? Нет. Лишний «отжатый» регулятором кеш уйдет в тень, мы просто перестанем его видеть и считать.

Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management:

– Нацбанк всерьез взялся за ужесточение регулирования деятельности обменных пунктов. Ограничение работы в ночное время, по мнению регулятора, позволит сократить возможности для обмена валюты теневого происхождения, снизить девальвационные ожидания населения и общую нервозность при росте курсов иностранной валюты.

Судя по тексту постановления, мера рассчитана как раз на небанковские обменные пункты, так как обмен валюты в банках и так происходит только во время работы самих отделений банков. Как мне известно, у нас нет отделений банков, которые работали бы после 20:00.

Риски для экономики в целом невелики, так как расчеты везде происходят в тенге. Проблемы с платежами в вечернее и ночное время могут возникнуть только у иностранных туристов, имеющих на руках валюту.

Основной риск регулирование несет именно для самих обменных пунктов, у которых вырастут издержки на ведение бизнеса, и это либо отразится на снижении прибыли, либо обменные пункты будут вынуждены увеличить спред между ценой покупки валюты и ценой ее продажи.

Нацбанк может дать обменным пунктам полную свободу в формировании своей маржи, тогда обменники перенесут эти издержки на своих клиентов, в итоге бремя новой меры понесут на себе посетители обменных пунктов, которые будут покупать и продавать валюту по менее выгодному курсу.

Эту меру можно рассматривать как одну из мер борьбы с наличным оборотом денег, однако с наличностью нужно бороться такими мерами, чтобы безналичный оборот был выгоден, а не потому, что наличный оборот зарегулирован.

В ночное время банки не работают, и обменять валюту в безналичной форме тоже невозможно.

В целом я считаю, что подобные ограничительные меры лишь вредят бизнесу. Обменные пункты работают ночью потому, что есть спрос на валюту, который в случае неудовлетворения в обменных пунктах может быть удовлетворен на теневом рынке.

Такими мерами регулятор сам выталкивает обменные операции в теневую сферу, и мы будем двигаться в сторону стран, где есть официальный курс и есть курс обмена на черном рынке.

Если же это инструмент для борьбы с девальвационными ожиданиями и нагнетанием паники, то регулятору нужно бороться с коренными проблемами нестабильности курса.

Арман Бейсембаев, финансовый аналитик FXPrimus:

– Официально объявленная цель – это безопасность. Вопрос и в самом деле не праздный. В ночное время риск криминальных действий в отношении обменных пунктов действительно высок. А это уже может нанести ущерб не только местонахождению организации в случае вооруженного ограбления, но и сотрудников, работающих в ней в ночную смену, не говоря уже о том, что работа в ночную смену сама по себе стресс для организма.

Но это то, что, как говорится, лежит на поверхности.

Если посмотреть весь проект закона, то возникает глубинный аспект, который, надо полагать, лежит еще и в том, что был сделан очередной шаг в сторону ограничения обменных операций.

Занятая часть населения лишается некоторых возможностей по обмену имеющейся наличной валюты в любое удобное для него время. Все основные события, происходящие с валютой, как правило, случаются в будние дни, когда люди находятся на рабочих местах. И теперь после рабочего дня они не смогут обменять валюту, так как их график работы будет совпадать с графиком работы обменников.

С другой стороны, будет ограничена скорость реакции самих обменников, которые не смогут резко изменять курсы валют из-за событий, произошедших накануне вечером после закрытия, как, например, это случилось 19 марта после отставки Первого Президента.

В проекте закона нет отдельных указаний, поэтому, думаю, ограничение относится ко всем – как к банковским, так и к небанковским обменным пунктам.

Само по себе ограничение времени работы не несет кардинально больших рисков для экономики. Понятно, что закрытие обменников после 19 часов лишает их некоторой части клиентуры, которая по разным причинам обменивает валюту в вечерние и ночные часы. Этот объем не такой большой, но он все же есть.

Гораздо важнее другие пункты проекта закона, такие как повышение уставного капитала для обменников до 100 млн тенге и «деанонимизация» клиента через регистрацию сделки путем записи его полных данных и суммы обмена.

Самый большой риск в этом плане лежит в плоскости возрождения серого и черного рынков обмена валют. А они появятся, так как в нашем обществе не любят раскрывать свои данные государству, у которого могут возникнуть вполне конкретные претензии со стороны, например, налоговых органов.

Коридор маржи уже однажды был повышен – с трех до шести тенге в 2016 году. Если судить чисто по наблюдениям, далеко не каждый обменник готов расширять спред до разрешенных пределов: конкуренция за клиента между ними все равно «загоняет» эту разницу под три тенге и даже меньше.

Лишь на относительно короткое время в шоковых ситуациях и иногда на выходные, когда может возникнуть ажиотажный спрос на иностранную валюту, мы видим, как спред вплотную приближается к пяти-шести тенге.

То есть по факту эта норма работает весьма слабо, хотя и оставляет некоторую свободу действий обменникам.

Парадокс заключается в том, что в развитых странах по мере повышения объемов и активности спред обычно наоборот сужается, сейчас по многим валютным парам он достиг предельных значений, не превышающих одного пункта.

Поэтому дальнейшее повышение коридора маржи по факту не будет иметь эффекта. В самом проекте закона указаний на это тоже нет.

В целом предлагаемое ограничение можно рассматривать и как один из вариантов дедолларизации, и как борьбу с неучтенной наличностью, и как очередной шаг при подготовке к всеобщей декларации доходов. Собственно, один из моментов в проекте закона как раз предполагает раскрытие данных личности, обменивающей валюту, – это один из путей отслеживания кеша.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

-->