Выйти из "группы смерти"

Александр Галиев Александр Галиев
13316

В Казахстане с новой силой заговорили об ограничении доступа в социальные сети для детей до 16 лет.

Выйти из "группы смерти"

Триггером послужило заявление МВД Республики Казахстан с просьбой к родителям усилить контроль за виртуальной жизнью своих детей. Такая, в общем-то, беспрецедентная просьба имеет под собой основания: в Казахстане активировались суицидальные группы "Синий кит" и "Тихий дом" в социальных сетях. В МВД РК говорят о том, что деяния модераторов игр, которые владеют информацией о приглашенном игроке, необходимой для оказания эмоционального влияния на детскую психику, могут быть квалифицированы по статье 105, часть 3 УК РК "Доведение до самоубийства или до покушения на самоубийства путем угроз, совершенное в отношении несовершеннолетнего". Всего в 2016 году было расследовано 9 уголовных дел по фактам доведения несовершеннолетних до самоубийства. Однако, как сообщили в ведомстве, они не были связаны с этими играми.

То, что ситуация начинает приобретать тревожный оборот, говорит то, что прокуроры ВКО едва уберегли 16-летнюю школьницу и 17-летнюю, учащихся колледжа из Семея от участия в вышеуказанных "играх". Как отмечается, в целом в социальной сети "ВКонтакте" прокуроры обнаружили 9 групп, пропагандирующих насилие и суицид.

Как сообщили в министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан, с 2015 года с представителями социальных сетей ведется уведомительная работа в отношении подобных ресурсов. За это же время заблокировано около 300 подобных сообществ. Интересно, что по оценке ведомства, наиболее популярные хэштеги широко используются сообществами в социальных сетях, не связанных с суицидальной темой. Цель – раскрутка и продвижение поисковых запросов. На сайте министерства создан анонимный раздел, где можно сообщить о наличии подобных групп. При этом в министерстве заверили, что ни о какой блокировке социальных сетей в Казахстане речи быть не может. 

Abctv.kz провел собственное расследование и выяснил: несмотря на то, что одного из администраторов "группы смерти" – Филиппа Лиса – создателя печально знаменитого сообщества F57 задержали в России, а позже отправили в психиатрическую лечебницу, дело этим не закончилось.

В социальных сетях фигурируют группы-последователи, например, F58. И такие "супербренды", как упомянутые "Синий кит" и "Тихий дом". Вышедшие из соцсети "ВКонтакте" и изрядно потрепанные в ходе чисток, последователи расширяют влияние. Instagram в этом ряду первый по значимости (abctv.kz обнаружил около 20 тыс. тематических изображений по хэштегам). Во-первых, в виду того, что визуальная часть здесь явно превалирует. А во-вторых, потому, что "чистить" контент в нем крайне затруднительно, так как сопряжено со значительными бюрократическими проволочками.

Если вернуться к "группам смерти". Здесь на подростков, которые отказывались выполнять какие-то задания, при этом получившие номер в группе, оказывается сильнейшее психологическое воздействие – все методы отработаны и четко выверены. В качестве давления используются такие фразы, как "Мы знаем, где ты живешь", "Если вступил в игру, то значит, кто-то должен умереть". При этом страницы подобных суицидальных групп изобилуют психоделическими видео, депрессивными изображениями и текстами.  

Депутат мажилиса парламента Кенес Абсатиров из фракции "Ак жол" даже называл в свое время конкретную цифру. По его словам, на конец 2015 года участниками страниц в соцсетях, пропагандирующих культ суицида, являлись 1863 несовершеннолетних казахстанца.

Последнее печальное событие – начато расследование уголовного дела по факту самоубийства 19-летней студентки Галины Сибиряковой в Караганде. Правоохранительные органы отрицают связь ее смерти с суицидной группой "Синий кит". А вот родственники считают иначе.

Нужно ли говорить, что эти риски усугубляют и без того критическое положение в республике с подростковым и молодежным суицидом. Казахстан, согласно отчету ЮНИСЕФ за 2013-2014 год, входит в группу стран, в которых суицид является одной из основных причин смертности в указанных возрастных группах.

Собственно, справедливости ради, нужно отметить, что это еще не все доводы в пользу ограничения доступа в Интернет для детей. Вопрос второй – это нежелательный контент. Осенью прошлого года Казнет возмутило видео, опубликованное в Facebook и YouTube. На кадрах запечатлена девочка в школьной форме в общественном транспорте Алматы, просматривающая посредством смартфона эротическую сцену. В постах, которые перепечатал Zakon.kz, читатели отмечают, что девочка просматривала сцену из фильма "Соблазн" с участием Анджелины Джоли и Антонио Бандераса. Видео, о котором идет речь, собрало на YouTube десятки тысяч просмотров.

Прецедент пришел из Европы
Прецедент пришел из благополучной и приверженной демократическим ценностям Европы, где высокая доля использования социальных сетей среди несовершеннолетних стала предметом для озабоченности. Согласно исследованию аналитиков из eMarketer, каждый пятый ребенок в Великобритании младше 11 лет зарегистрирован в Facebook, несмотря на правила соцсети, по которым возраст владельца аккаунта должен быть не меньше 13. А 80% детей Британии от 12 до 17 пользуются Facebook. Более того, этот тренд характерен для всей Западной Европы.

Итак, парламентом ЕС весной прошлого года были одобрены новые правила, которые ограничат детям до 16 лет доступ в социальные сети. Чтобы пользоваться сервисами, юные интернетчики должны будут получить разрешение родителей. Поправки к европейскому праву вступят в силу в 2018 году. Нововведение касается Facebook, Snapchat, Twitter, Instagram и других социальных сетей, большой долей пользователей которых еще нет и 16 лет. В случае нарушения правил доступа представителям социальной сети грозит штраф до 4% годового оборота. Разработку способа определения возраста и получения согласия родителей в ЕС возложили на плечи представителей социальных сетей. Понятно, что задача непростая, так как на сегодняшний день все существующие методы фильтрации пользователей по возрасту легко обойти.

Интересно, что на сайте Computerworld.kz уже несколько месяцев идет опрос казахстанцев с просьбой выразить свое мнение о необходимости подобных ограничений. Результат вполне прогнозируемый – 90% респондентов выступили за подобные регуляторные меры. Эти результаты недвусмысленно транслирует запрос общества для регуляторов.

В Казахстане готовы поддержать европейский опыт
В 2016 году, в аккурат к Дню защиты детей, то есть к 1 июня, упомянутый ранее депутат мажилиса парламента Кенес Абсатиров, ко всему прочему, выступил с обращением к бывшему премьер-министру Казахстана Кариму Масимову с просьбой введения аналогичных европейским поправок в действующее национальное законодательство, запрещающее регистрацию в социальных сетях лицам младше 16 лет без согласия родителей. И получил ответ, что в правительстве готовы рассмотреть этот вопрос, но только после общественных консультаций. Впрочем, остается вопрос, как это реализовать с технической точки зрения.

Вопрос в технической плоскости
Формально все готово к тому, чтобы регуляторы ввели подобные ограничения. Но главный вопрос – это техническая реализация. Здесь все не так просто: несмотря на обилие методов идентификации пользователя, массово доступных – единицы. По мнению экспертов, и в Facebook, и в других социальных сетях будут разрабатывать универсальный механизм, который будет работать на разных рынках. Возможно, речь будет идти о генерации одноразовых паролей, которые будут присылаться посредством SMS. Но будет ли это работать в Казахстане, учитывая, что значительная часть абонентов пользуется незарегистрированными на их имя SIM-картами. Сегодня, по оценкам экспертов, из 31 млн SIM-карт, имеющихся на руках казахстанцев, таковыми являются около 20%. Но это очень осторожная оценка, возможно, что этот процент намного выше.

Александр Галиев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться