/img/tv1.svg
RU KZ
Замолвим слово о мясном потенциале Республики Казахстан

Замолвим слово о мясном потенциале Республики Казахстан

Опыт экономически развитых стран показывает, что независимость любого государства в значительной мере определяется способностью удовлетворять потребность населения в продуктах питания за счет собственного производства.

07:03 01 Март 2019 9489

Замолвим слово о мясном потенциале Республики Казахстан

Автор:

Дастанбек Баймуканов

В последние годы в России произошло почти двукратное увеличение потребления в среднем на одного человека в год мяса птицы и свинины отечественного производства, но уменьшилось использование молока, молочных продуктов и говядины. По расчетам российского ученого Приступы Василия Николаевича и мнению ряда экспертов, чтобы удовлетворить потребность в молоке, молочных продуктах и говядине необходимо иметь в стране не менее 12 млн. коров с удоем более 5 тыс. кг молока в год и производством говядины 50 кг на голову. В то же время на начало 2018 года было 8,2 млн коров с продуктивностью 4,3 тыс. кг молока и выходом мясопродуктов значительно менее 50 кг на голову в год.

Мясное скотоводство является одним из драйверов обеспечения продовольственной безопасности России и стран ЕАЭС. При этом наряду с использованием высокоинтенсивных пород западного происхождения (абердин-ангусская, герефордская, галловейская, шортгонская, шароле), планируется широкое применение хорошо приспособленных к суровым засушливым регионам России и Казахстана животных калмыцкой и казахской белоголовой пород. В настоящее время на долю этих пород приходится более 63% от численности скота мясных пород России. Следует также отметить, что более 50% мясного скота сосредоточено в степных и горных регионах России, где природно-климатические условия определяют наиболее перспективным направлением животноводства развитие мясного скотоводства. В этих регионах оно не является конкурентно-интенсивным

С целью увеличения объемов производства красного мяса в Российской Федерации в их отраслевых целевых программах предусмотрены интенсификация выращивания молодняка и увеличение количества скота специализированных мясных пород.

На их основе будет создан базис для формирования высокопродуктивной отрасли мясного скотоводства, способной до 2022 года довести долю продукции от мясного скота в общем объеме производства говядины до 35-40 %.

Республика Казахстан с 2018 г. также реализует аналогичную программу.

Говядина – самый востребованный вид мяса, поэтому наблюдается тенденция ужесточения требования к ее качеству как со стороны самого производителя, так и со стороны покупателя

На рынке у населения стран ЕАЭС растет потребность в мраморной говядине, а также в нежном и постном мясе. А чтобы удовлетворить растушую потребность, селекционеры должны работать быстро и точно. Наиболее жесткие требования к мясу предъявляет стандарт халал (халяль). В этом аспекте многие скотозаводчики Республики Казахстан считают, что потенциал увеличения производства мраморной говядины стандарта халял огромный.

Справка: Мраморное мясо получило свое название из-за равномерно распределенных жировых прослоек в мышечных тканях молодых бычков, на срезе напоминающих природный рисунок благородного камня. В процессе приготовления они тают, наполняя мясо соком, за счет чего оно приобретает неповторимую нежность и мягкость.

Глава 1. Халалное мясо

Халалный продукт – естественный продукт для человека. К примеру, мясо по халалу не содержит остаточной крови, шлаков, канцерогенных веществ, гормонов страха, андреналина и т. д., поэтому сегодня производители многих стран, в том числе ЕАЭС, запускают свою продукцию по международному стандарту халал.

В настоящее время люди стали более интеллигентными, образованными, эрудированными, активно пользуются достижениями информационных технологий, и такое свободное течение информации дает возможность людям, не важно какой религии они придерживаются, узнать и осознать пользу продукции стандарта халал.

В буквальном переводе с арабского халяль (halal, «халал») – это «разрешено». В широком смысле слова это понятие обозначает чистоту. В повседневности мусульмане руководствуются им во всех жизненных ситуациях: в выборе источников дохода, в манере одеваться, в общении с близкими, в питании. Чистота в пище – это отсутствие вредных ингредиентов, экологичность. Птица или животное, используемая для производства мяса халал, выращиваются исключительно на экологически чистом корме – любые гормональные добавки исключены. Приготовленное мясо очень сочное и имеет приятный утонченный вкус.

Халал (араб.) – «дозволенное, разрешенное». Термин, означающий соответствие чего-либо нормам ислама, разрешенность для людей. Относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т. д.

Мясо халаль – это мясные продукты, изготовленные по специальной технологии, предусматривающей щадящее отношение к животному во время убоя, достоверное отсутствие у животного перед убоем заболеваний, которые могут принести вред здоровью людей, наиболее полное удаление крови естественным способом, тщательное соблюдение гигиенических правил на всех этапах производства продукции. Для других видов продукции – отсутствие в продуктах или несоприкосновение в момент производства продуктов крови, свинины, опьяняющих и наркотических веществ.

Вначале следует разобраться в самом термине «халал» и своде ограничений, которые действуют в части рациона питания мусульманина. В исламе существует два краеугольных понятия: «харам» и «халал». Первое подразумевает все запретное для мусульманина, второе – дозволенное, полезное и благочестивое.

Справка: халалным признается все, что не запрещает Коран, сунна пророка Мухаммада, нормы шариата, постановления совета Исламской академии правоведения (фикха). Само по себе понятие «халал» призвано уберечь мусульманина от всего вредного, что может представлять опасность для здоровья верующего, а значит, и для его духа.

Понятие халал определяет традиционный стандарт поведения правоверного мусульманина и в том числе предписывает, какая еда является правильной для истинно верующего человека, который должен выбирать продукты питания в соответствии с предписаниями ислама.

Запрещенными ингредиентами (харам) при изготовлении мясопродуктов являются следующие типы сырья:

  • мясо и составляющие свиньи,
  • вытекшая кровь,
  • мертвечина,
  • мясо животных, забитых не в соответствии с исламской традицией.

Эти пункты составляют базовый список сырья, запрещенного для употребления в пищу. Вместе с тем на этом список запрещенных к потреблению ингредиентов (харам) для мусульманина не исчерпывается. Прежде чем продолжить его, подробнее обратимся к базовым ограничениям.

Мясо и составляющие свиньи (свинина). Общеизвестно, что данный тип мясного сырья тяжелее переваривается и усваивается в организме человека, быстрее портится при прочих равных условиях по сравнению с другими видами мясного сырья, в большей степени накапливает в себе вредные вещества (включая антибиотики и тяжелые металлы).

Справка: свинина является не единственным запретным сырьем для мусульман. Также запрещено употреблять в пищу мясо, потроха и субпродукты следующих типов животных: хищных животных (волк, лев, тигр, и др.) и хищных птиц (сокол, ястреб, орел и др.); собак, ослов и мулов.

Вытекшая кровь. По канонам ислама не допускается употребление в пищу крови, которая сливалась из раны животного, при этом кровь, оставшаяся после надлежащего ее слива в сосудах (теле) животного, считается допустимой для употребления.

Мертвечиной считается мясо любого животного, которое умерло своей естественной смертью или погибло от любого воздействия (задрано волками, погибло от удара молнии, электрического тока и т. д.) раньше, чем оно было забито в соответствии с традициями ислама (о них речь пойдет дальше).

Мясо животных, забитых не в соответствии с исламской традицией. Что касается недопустимости принятия в пищу продуктов, полученных из мяса животного, которое было принесено в жертву другому (кроме Единого и Единственного Бога) божеству, событиям, датам или было забито не в соответствии с принятыми традициями ислама.

К категории харам относятся и железы внутренней секреции, желчный и мочевой пузырь, гениталии животных, в том числе зарезанных в соответствии с мусульманской традицией. Более того, важно учитывать, что недопустимыми для употребления в пищу считаются продукты халал», которые соприкасались с нечистым (запрещенными продуктами или другими нечистотами), до тех пор пока их не промоют чистой водой или не удалят место соприкосновения.

По указанным выше причинам запрещено использовать при изготовлении продукции халал» вспомогательное сырье и ингредиенты (добавки, наполнители, специи, загустители и др.), полученные из мяса или компонентов, перечисленных ранее запретных для употребления в пищу животных. Исключение могут составлять добавки с префиксом «Е».

Глава 2. Подтверждение достоверности халала

Подтверждение (освидетельствование, сертификация) – это процедура документального подтверждения третьей независимой стороной (центром сертификации) соответствия сырья, добавок, специй, производимой продукции, производственных помещений, используемых средств, ведения дел (бизнеса), предоставляемых услуг и так далее «заданным требованиям халал, изложенным в нормативных документах религиозной организации (стандарт Совета муфтиев России).

Сертификация халал – основное средство, гарантирующее соответствие продукции и услуг требованиям халал.

Процедура подтверждения направлена на достижение следующих целей:

  • помощь потребителям-мусульманам в компетентном выборе продукции и услуг халал;
  • защита потребителей-мусульман от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);
  • подтверждение информации о соответствии продукции и услуг нормам халал;
  • создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на рынке Казахстана, России и стран ЕАЭС, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Глава 3. Производство мяса в Республике Казахстан

По данным Комитета статистики Республики Казахстан, в 2018 году достигнуты следующие показатели:

 

 

То есть статистические данные указывает на то, что в среднем на одного жителя в Казахстане производится 55-60 кг мяса всех видов скота и птицы. Преимущественно мясо производят в хозяйствах населения, которое, к сожалению, не всегда высокого качества.

Качественный продукт из мяса могут производить сельхозпредприятия и крупные фермерские (крестьянские) хозяйства при наличии соответствующего оборудования.

Численность скота и птицы по состоянию на 1 января 2019 года, голов

Удовлетворение потребности в говядине является одной из главных задач, стоящих перед животноводством Республики Казахстан. Следует отметить, что в Российской Федерации производство говядины не превышает 13-14 кг в расчете на душу населения (в Казахстане немного больше), что составляет меньше половины нормы, определенной Всемирной организацией здравоохранения. В связи с этим потребность в увеличении производства говядины очевидна и является актуальнейшей проблемой.

Как отмечают мои коллеги из РФ, для успешного выполнения этой задачи необходимо развивать специализированную отрасль мясного скотоводства. Создание отрасли мясного скотоводства в зонах, удаленных от основных рынков реализации говядины и с низким коэффициентом использования земли, позволило бы по достоинству оценить их природные ресурсы и вернуть к полноценной жизни эти районы.

Справка: для осуществления технологии мясного скотоводства, особенно по экстенсивному пути, не требуется больших финансовых и энергетических затрат, средств механизации и помещения по сравнению с молочным скотоводством, а использование природных пастбищ позволит экологически правильно эксплуатировать степные, лесостепные, горные зоны страны, благоприятные для разведения мясного скота, и получать экологически чистую продукцию. Развитие мясного скотоводства, как отрасли животноводства, имеет большое социальное значение. Оно позволит решить проблему безработицы среди сельского населения в депрессивных районах страны.

Хакимов Исмагиль Насибуллович считает, что «для успешного развития мясного скотоводства на настоящем этапе необходимо быстро увеличить поголовье мясного скота и создавать долгосрочные фермы по производству говядины. Но прежде всего работу необходимо начинать с создания и развития племенных хозяйств, то есть с создания «питомников» племенных высокопродуктивных животных».

По мнению Семенова Владимира Григорьевича, «для улучшения продуктивных и племенных качеств мясного скота, разводимого в странах ЕАЭС, можно использовать высокопродуктивных производителей импортной селекции, так как селекция мясного скота в других странах ушла вперед и ведется более успешно по сравнению с отечественной селекцией».

Тюрин Владимир Григорьевич полагает, что «разработка и широкое внедрение экологически безопасных технологий получения продуктов животноводства – важное звено в системе природоохранных мероприятий и должно осуществляться на основе реализации результатов исследований интегрированных научно-прикладных направлений, увязывающих экологию с отраслями знаний в области санитарии, гигиены, биологии, проектирования, инженерно-конструкторских и технологических работ». И с этими доводами моих коллег из РФ ученые Казахстана, конечно, согласятся.

Заключение

В Российской Федерации, к сожалению, не испытывающая ранее внешней конкуренции со стороны других стран отечественная племенная база оказалась не готовой удовлетворять возросший спрос на племенной скот. Именно это обстоятельство обусловило неизбежность использования зарубежных племенных ресурсов высокопродуктивных и высокотехнологичных генотипов мясного скота.

Но эти ресурсы необходимо использовать по-хозяйски, учитывая экономическую составляющую производства и сбыта продукции. При развитии мясного скотоводства для создания высокопродуктивных стад необходимо широко использовать имеющееся маточное поголовье, как наиболее адаптированное к местным условиям, а потенциал импортного скота использовать для улучшения генофонда, в первую очередь для повышения генетического потенциала продуктивности.

Справка: Приступа Василий Николаевич – доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Почетный работник высшей школы РФ, профессор кафедры частной зоотехнии и кормления сельскохозяйственных животных ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет».

 Хакимов Исмагиль Насибуллович – доктор сельскохозяйственных наук, профессор, профессор кафедры зоотехнияи Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия».

Семенов Владимир Григорьевич – доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель наук Чувашской Республики, профессор кафедры морфологии, акушерства и терапии Федерального государственного бюджетного образовательноего учреждения высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия».

Тюрин Владимир Григорьевич – доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий лабораторией зоогигиены и охраны окружающей среды Всероссийского научно-исследовательского центра ветеринарной санитарии, гигиены и экологии – филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. К. И. Скрябина и Я. Р. Коваленко Российской академии наук».

Дастанбек Баймуканов​

Мясо нарастает в розницу

Продавцы мясной продукции в Костанае в карантин выжили, переключившись со сферы ресторанного бизнеса на частного потребителя.

06 Сентябрь 2020 11:00 3429

Фото: Татьяна Шестакова

Мясная продукция премиального качества в Казахстане ценится высоко, стоит недешево. Развитая сеть ресторанов обеспечивала производителей говядины стабильным спросом. Введение весной 2020 года режима чрезвычайного положения и последовавшего жесткого карантина, который до конца не снят до сих пор, поставили рестораторов в сложное положение, заставив их практически полностью остановить работу либо перейти на доставку. Обороты потребления мяса сферой гостиничного и ресторанного бизнеса повсеместно сократились. Поставщики продуктов питания также остались без рынков сбыта. Выиграть смогли лишь те, кто быстро сориентировался и перешел на новые рельсы: онлайн-торговлю и доставку до адресата.

Анализируя рынок сегодня, можно сказать, что сервис в сфере доставки продуктов питания в целом и мясной продукции в частности значительно повысился. Поставщики предлагают понятный алгоритм взаимодействия с потребителем, удобство и качество. Изменения были стремительными. Стимулом было выживание.

По данным комитета по статистике Казахстана, мясо за год (июль 2019-го – июль 2020 г.) подорожало на 13,8%. В денежном выражении речь идет о том, что ценник говядины вырос минимум на 250-300 тенге за килограмм. Рост стоимости вызван в том числе карантинными ограничениями и взрывным спросом на продукцию в весенний период, когда ажиотаж со стороны населения вызвал скачки цен на продукты питания. Однако рост стоимости говядины со стабилизацией ситуации не остановился. Экспресс-информация комитета по статистике свидетельствует о непрекращающемся, хоть и медленном – около 0,1% – ежемесячном росте ценника на мясо. В ведомстве анализируют стоимость лопаточно-грудной части туши КРС.

На свободном рынке в Костанайской области говядину сегодня можно купить не дешевле 2000 тенге за килограмм (за исключением «супового набора»). Оптом – от 1750 тг/кг. Цена мякоти и фарша стартует от 2700 тг/кг. Стоимость стейков мраморной говядины доходит до 13-15 тыс. тенге за килограмм.

На этом фоне роста цен костанайские поставщики мраморной говядины расширили рынок сбыта. До недавнего времени один из таких производителей, с кем поговорил inbusiness.kz, работал с ресторанами только Костанайской области. Молодое предприятие (зарегистрировано в 2018 году), входящее в структуру агрохолдинга «Зерновая индустрия», перерабатывало скот, поступающий с холдинговой же откормплощадки. Старт производству дал кредит, заявку на который компания подала в 2018 году. Деньги нужны были на развитие. 45 млн тенге, которые получили через фонд «Даму», направили на закупку оборудования: тестомесы, морозильные камеры, рефрижератор, а также машину по производству пельменей. Уже через год было создано еще одно профильное предприятие.

По словам руководства компаний, одно из ТОО теперь ориентировано на реализацию только мяса, в том числе премиальных стейков для объектов сферы HoReCa. Второе предприятие работает с розничными сетями, реализуя мясные полуфабрикаты. Оба расположены в одном помещении, имеют общий источник сырья. В 2020 году формат работы обеих компаний был скорректирован.

«По реализации мясной продукции мы переориентировались со сферы HoReCa на физлица. Те наши клиенты, кто продолжал работать, также получали от нас товар. В итоге за период пандемии мы не сократили объемы производства, а напротив, нарастили их, выйдя на новые рынки», – рассказал представитель компании Нурлан Амантаев.

Сегодня костанайская мраморная говядина представлена в Центральном, Восточном и Западном Казахстане. Всего охвачено 14 городов. На юг страны пока поставок нет. В результате ежемесячно два предприятия производят не меньше 30 тонн полуфабрикатов и 16 тонн мясной продукции.

За счет небольших оборотов, а перерабатывающие цеха компаний в неделю могут «съесть» до 100 голов КРС, здесь могут быстро реагировать на изменения рынка. Конкуренты признают, что за счет постоянного поступления свежего мяса костанайцы могут постоянно поддерживать высокое качество производимого товара. В компании подтверждают, что отгрузку делают несколько раз в неделю. Потому и производство оперативно реагирует под запросы потребителя. Пока, говорят производители, в топе популярных позиций говяжьи пельмени и стейки.

«Мы анализируем рынок и видим, что в одном из наших фирменных отделов средний чек составляет около 2000 тенге. Чтобы реализовывать всю говядину, что не попадает в стейки, запустили интернет магазин, а после и сформировали мясную корзину, состоящую из нескольких товарных позиций. Ее общий вес около 15 килограммов. Стоимость одного килограмма как раз 2000 тенге», – отметили в компании.

Сегодня предприятие ищет выходы на южные регионы страны. При необходимости здесь готовы нарастить мощность переработки до 200 голов в неделю. Однако речи о запуске мясоперерабатывающего завода нет. Крупные предприятия трудно перестраиваются под рыночные изменения. Часть компаний испытывают сложности с обеспечением сырьем. Как показал карантин, именно средний и мелкий бизнес наиболее оперативно подстроился под новые реалии и даже в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений смог удержать позиции на рынке.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как пандемия отразилась на рынке мяса

Игроки рынка рассказали, с какими сложностями столкнулись и как с ними справлялись.

14 Июнь 2020 08:00 7801

Фото: Серикжан Ковланбаев

Введенный режим чрезвычайного положения и карантин не обошли стороной мясных производителей. Корреспондент Inbusiness.kz поговорил с игроками рынка о том, как пандемия отразилась на их работе и ценообразовании и какие решения помогли справиться с трудностями.

Максат Калибеков, генеральный директор компании MPS (Meat Processing and Services) с торговой маркой «Асыл ет».

Один из самых крупных игроков на рынке региона поставляет мясо в Алматы и экспортирует в Иран и Китай. По словам Максата Калибекова, за последний год в компании произошел хороший рост преимущественно за счет того, что она одной из первых получила разрешение на вывоз и поставку мяса в Китай и сегодня поставляет в Поднебесную большую часть казахстанского мяса. Однако в период ЧП это направление значительно просело.

«Процент роста продаж в компании вырос преимущественно за счет экспорта. Поставлять мясо в Китай начали прошлым летом, и за этот период экспортировали от 2 тыс. до 3 тыс. тонн продукта. Даже в период карантина в Китае мы поставляли мясо в эту страну. Полностью поставки прекратились после того, как наше государство объявило режим ЧП. Пандемия сильно отразилась на экспорте мяса в Китай, и из-за запрета на вывоз он просел. Только сейчас начинаем его восстанавливать», – сказал собеседник.

За два месяца карантина объемы поставки мяса компании сократились в среднем на 87,4% Поставки в кафе и рестораны полностью прекратились. Справиться с карантинным периодом компании помогла дистрибуция социального мяса в мелкие дворовые магазины. По социальной цене стоимость продукта составила 1850 тенге. В этот период продажи мяса в магазинах значительно выросли. По словам Максата Калибекова, такая стратегия полезна для города не только на время карантина, но в и долгосрочной перспективе.

«До объявления карантина мы встречались с замакима города. В акимате знали, что будут объявлять карантин, и попросили совместно разработать план действий по стабилизации цен. Сначала мы хотели зайти через супермаркеты, но с ними тяжело договариваться из-за сложившихся цепочек поставки и внутригрупповых политических договоренностей. Поэтому мы предложили продавать мясо через мелкие магазины. Во время первого месяца карантина организовали поставку в 200 магазинов, и цена на рынке стабилизировалась. Для нас это стало альтернативой сбыта продукта на время закрытия границ. До конца года планируем охватить свыше 1000 точек», – отметил Максат Калибеков.

За апрель-май компания продала около пяти тонн социального мяса в Алматы. До конца года планирует довести ежемесячные поставки до 200 тонн.

В феврале 2020 года цены на мясо и мясопродукты в стране подскочили сразу на 13%. Но, как отметил генеральный директор компании MPS, подорожание в феврале текущего года не так критично по сравнению с тем, что было в августе 2019 года, когда стоимость мяса резко выросла с 1500 тенге до 1900 тенге. Позже цены нормализовались.

«У акимата давно стоит проблема с ценами, и после того, как в прошлом году в августе они поднялись на 400 тенге, им было стратегически необходимо стабилизировать этот сегмент, так как мясо входит в перечень социально значимых товаров», – добавил он.

Компании MPS удается сдерживать цены на рынке благодаря отсутствию посредников и меморандуму с акиматом Алматы. У производителя собственные откормочные площадки на 3 тыс. голов, завод по забою, переработке и фасовке мяса и собственная дистрибьютерская компания. До полки магазина товар попадает, минуя посредников.

«Мясо – низкомаржинальный товар. Мы не накидываем на него по 20-30%. Убрали все звенья, на каждое из которых обычно приходится наценка по 5-7%, и общая наценка по итогу составляет 20-30% и выше. Прямая поставка с полей до магазина позволяет нам удерживать цены, – объяснил Максат Калибеков. – Цены производителей, продающих мясо по черному рынку, стали выше, чем тех, кто платит НДС. Многие, кто завозил мясо окольными путями, не смогли поставлять его из-за блокпостов. Цепочка нарушилась, и на время карантина цены выросли».

Компания продает пять категорий товаров, три из которых социально значимые и продаются по себестоимости. Максат Калибеков отметил, чтобы производству окупить себя по существующей модели, необходимо выходить на большие объемы. Даже для того, чтобы продать социальный товар в магазине, нужна торговая команда, собирающая заявки, доставка с холодильным режимом. Только машина доставки на 1 кг обходится в 50 тенге. Машин со специальным температурным режимом (-20), необходимым для мяса, в городе мало.

«Температурный режим для мяса очень важен. Если оно хотя бы полчаса полежит под солнцем, то испортится. Люди, покупающие мясо на базарах, разделанное на пеньках, сильно рискуют. Лучше брать замороженное, это позволяет избежать риски», – предупредил собеседник.  

По словам Максата Калибекова, запрет минсельхоза о вывозе КРС и мелкого рогатого скота из Казахстана в целом позитивно отразился на рынке. Он отметил, что рост цен на мясо в августе связан с тем, что Узбекистан массово начал вывозить поголовья скота из страны. И после того, как вывоз КРС запретили, цены на рынке стабилизировались.

«Вывозить скот поголовьем – значит вывозить товар с низкой добавленной стоимостью, – сказал собеседник. – Для страны этот запрет стратегически важен. Многих он вогнал в дискомфортную зону, ведь для того, чтобы вывезти фасованное мясо, понадобится полный цикл более сложного производства. Если раньше можно было просто продавать скот, то теперь необходимо инвестировать в мясокомбинат, ставить холодильные установки, перерабатывать это мясо и отправлять в виде готовой продукции».

Он добавил, что мясной рынок в Казахстане еще не зрелый и конкуренция пойдет ему только на пользу. Между тем основной проблемой производителей остается сложность привлечения финансов.

«Банковский сектор сильно сузился, деньги подорожали. Если бы у нас, к примеру, была договоренность с СПК Алматы, что они нам выделят деньги по льготному кредитованию, то мы на эти деньги закупили бы скот. И тогда до конца года цена на мясо была бы 1950 тенге, даже если бы везде выросла в 10 раз. В итоге, когда дело доходит до исполнения, банк начинает просить твердые залоги (здания, имущество), которых у нас нет. В первую очередь наш основной актив – это скот, а не здание. А под скот деньги не дают. Получается глупая ситуация: мы хотим цены стабилизировать, у государства есть деньги, у СПК есть выделенные бюджетные резервы, но дать их они не могут», – добавил Максат Калибеков.

Он отметил, что задача многих банков стоит не в развитии бизнеса, а в том, чтобы не прогореть самим, выдавая кредиты. Именно поэтому они начинают просить необоснованные залоги.

«Даже нашей компании, которая является одной из самых крупных, практически невозможно получить деньги без залога. Банки превратились в ломбарды и не принимают никакого участия в развитии экономики и бизнеса, – прокомментировал Максат Калибеков. – Если государство хочет участвовать в этой ситуации, ему необходимо делать живые механизмы кредитования. Корпорациям, выдающим деньги, дают возможность написать регламент администрирования получения кредита, и они его пишут под себя, чтобы завтра в случае чего им было удобно забрать деньги обратно. Банк не хочет изучать бизнес, вникать в суть дела. Я понимаю, что у них много денег уходило не туда, но то, что они не умеют правильно выбирать проекты, – проблемы их внутреннего менеджмента. Думаю, что нам нужны определенная конкуренция в банковском секторе и правильные подходы со стороны госорганов».

Нурлан Нурбеков, генеральный директор ИП «Сеным».

ИП «Сеным» занимается производством мяса с 2014 года. У компании небольшая откормочная площадка близ Алматы и арендованный убойный цех по Кульджинской трассе. С 2014 по 2016 год ИП «Сеным» поставляло порядка семи-восьми тонн мяса в день компании «Магнум». С 2016 года продает мясо оптомаркетам и экономмаркетам Алматы.

В день ИП «Сеным» производит порядка двух-трех тонн говядины и 500-600 кг баранины. Объемы производства мяса увеличиваются с 1 декабря по 1 января до 5 тонн. С января по февраль идет спад, и с марта по декабрь объем производства стабильный. По словам генерального директора ИП «Сеным», в стране нет большого экспорта, иначе мясо стоило бы 5-6 тыс. тенге минимум. Сама компания экспортом не занимается.

Как отметил Нурлан Нурбеков, период пандемии и карантина никак не отразился на компании.

«У нас было разрешение на свободное передвижение между областью и городом, поэтому мы не ощутили на себе период карантина. В кафе и рестораны мясо не поставляем. Они сами закупаются у нас на рынке. В основном пандемия отразилась на крупных компаниях», – сказал он.

По словам Нурлана Нурбекова, из-за того что часть ресторанов закупаются в черную, без НДС, сложно увидеть, какие потери понес рынок во время режима ЧП.

ИП «Сеным» удается удерживать цены на продукт с декабря 2019 года по нынешнее время благодаря тому, что у компании есть скот и поставщики.

«Мы удерживаем цены на продукт в диапазоне 1950 тенге вместе с НДС. Хотя стоимость должна подняться до 2100 тенге. Цена стабильная, так как мы покупаем скот с живым весом, – говорит генеральный директор компании. – В свое время мы помогали средним компаниям со сбытом. Постепенно они переросли в крупные и сейчас помогают нам».

Он отметил, что цены на мясо растут из-за того, что животноводство ушло вперед, а кормопроизводство отстало. Стоимость корма напрямую отражается на стоимости мяса.

«Помимо этого, мясо у нас в основном заготавливают личные подсобные хозяйства и мелкие фермеры. А крупные компании экспортируют мясо и часть отдают мелких хозяйствам», – добавил собеседник.

По словам Нурлана Нурбекова, мера с запретом о вывозе КРС и мелкого рогатого из Казахстана необходимая и полезная.

«Я лично поднимал вопрос о запрете вывоза КРС и мелкого рогатого скота в первый же день, после того, как Узбекистан и Кыргызстан начали его покупать. После чего у нас автоматически мясо подорожало на 10-15%. Живой скот выгодно продавать тем, у кого он есть. Маточное поголовье покупают в Австралии, Канаде и Европе. Оттуда завозят по $2,5-3 тыс. Потом адаптированный скот по $1-1,5 тыс. продают в Узбекистан и Кыргыстане. Из-за этого мясо автоматически дорожает и страдает простой народ. Поэтому мы выступили за то, чтобы ввести запрет», – объяснил он.

Что касается проблем, с которыми сталкивается предприятие, он также отметил, что любой сельхозкомпании требуются дешевые, длинные деньги. По его словам, банки и Аграрная кредитная корпорация боятся финансировать фермерские хозяйства, в связи с чем не происходит роста.

«Для любого сельхозника отсутствие свободных денег – это проблема. Еще до пандемии я поднимал вопрос длинных, дешевых денег и сбыта. За счет сбыта цену можно снизить на 10-15%, – сказал Нурлан Нурбеков. – Нам государство поддержку никакую не оказывало. Они поддерживали крупные компании, которые ничего не стоят на рынке Казахстана и ничем рынку не помогут. 30% в стране занимают крупные хозяйства, 70% – малые, средние и подворные. Все держится за счет этих 70%, но их не замечают, хотя финансирование и помощь от государства им необходима».

В этом году ИП «Сеным» планирует поставлять мясо не только в Алматы и область, но и по всему Казахстану. Но, как отметил генеральный директор компании, их сдерживает налог на НДС.

«НДС всех сдерживает и отнимает основной доход сельхозников. Те вынуждены продавать продукт на черном рынке. 12% НДС тянут сельскохозяйственных производителей назад. Если бы сделали единый налог, цена была бы нормальной», – подытожил Нурлан Нурбеков.

Максат Агатай, основатель KBS Group.

Ранее inbusiness.kz брал комментарий еще у одного производителя мяса, которого коронавирус не оставил в стороне. В кризисе оказалась и отрасль, в которой работает Максат Агатай, основатель KBS Group. Его компания обеспечивает население свежим мясом. Вынужденная изоляция изменила предпочтения казахстанцев при выборе продукта.

«У меня два бизнеса, оба в сфере обслуживания. Первый – b2b, второй – b2c. Первый бизнес пострадал очень сильно, пришлось закрыть все филиалы. Головной офис в Алматы и филиал в Нур-Султане работали в режиме доставки. Практически все клиенты остановили заказы, а постоянные расходы при этом не остановились. Это сильно бьет по бизнесу. Вся надежда, что в ближайшее время преодолеем этот режим. Сотрудников пришлось отправить в отпуск без содержания. Это грустно и неприятно», – рассказывает предприниматель.

Он отметил, что любому малому предпринимателю приходится втройне вкладываться, чтобы в сложившихся условиях найти баланс интересов между потребителями, поставщиками, сотрудниками и государством. По его словам, период ЧП оказался мощной закалкой для бизнеса, когда приходилось на ходу принимать важные решения в постоянно меняющихся условиях.

«Кто думает, что службам доставки и продавцам продуктов в этом режиме было легко, ошибаетесь. На себе испытывал этот «секс» с утра до вечера, без выходных. Приемка товара, постоянные сбои поставщиков, закрытые склады по оборудованию и инструментам, куча документов для пропусков, банки не обслуживали и т. д и т. п. Клиенты капризные, многие впервые заказывали продукты по Интернету. Кучу странных вопросов задавали, торговались, звонили из Нур-Султана, хотели получить доставку и не прочь были поругаться», – рассказал Максат Агатай о нелегких буднях в режиме ЧП.

Мария Галушко