Заработать на РОПе пока не удается

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
9990

Утилизация автомобилей никак не раскачается, несмотря на то, что утильсбор собирается c января.

Заработать на РОПе пока не удается

Импортеры и производители автомобилей, автошин и аккумуляторов с 28 января начали уплачивать утилизационный сбор, но предприятия-переработчики пока не получают денег за уже утилизированные автомобили и автокомпоненты от организованного министерством энергетики оператора по расширенным обязательствам производителей/импортеров (РОП или более часто используемый "утилизационный сбор") – ТОО "Оператор РОП".

Утилизационный сбор взимается с производителей и импортеров автомобилей, шин, покрышек, электроаккумуляторов, моторных масел, тормозных жидкостей, антифризов и антиобледенительных жидкостей – всего 38 товарных позиций.

К примеру, базовая ставка утильсбора на произведенные/импортируемые легковые автомобили составляет 50 МРП (106050 тенге), а коэфициент к базовой ставке колеблется в зависимости от рабочего объема двигателя от 3 до 23. Так, для автомобиля с двигателем до одной тыс. кубических сантиметров коэффициент будет три, то есть всего утильсбор составит 150 МРП (318150 тенге) . С авто с двигателем свыше 3001 кубического сантиметра утильсбор составит 1150 МРП (2439150 тенге). Эти деньги, по замыслу правительства, перечисляются "Оператору РОП", который затем на основании заключенных договоров должен оплачивать услуги специализированных компаний по утилизации автомобилей и автокомпонентов. Кстати, на фоне введения Казахстаном утильсбора на ввозимые автомобили их импорт снизился почти вчетверо в этом году. В первом квартале 2016 года Казахстан импортировал 4 тыс. легковых автомобилей из РФ и 1,2 тыс. автомашин из других стран. В ТОО "Оператор РОП" отказались сообщить abctv.kz суммы аккумулированного сбора, сославшись на то, что эти данные поступают в министерство энергетики, в министерстве энергетики также отказались сообщить какие-либо цифры, при этом в неофициальных разговорах и те, и другие пытались сослаться на то, что сумма собранных взносов составляет коммерческую тайну.

На практике по состоянию на настоящий момент "Оператор" не спешит заключать договоры по выплатам из собранных с импортеров средств сумм возмещения от государства не только с потенциальными предприятиями-переработчиками, но и с действующими утилизаторами, выражая сомнения в готовности площадок к утилизации автомобилей и автокомпонентов.

По мнению участников рынка, сам процесс распределения собранных средств не совсем прозрачен и обставлен серьезными условиями. Тем временем предприятия продолжают заниматься утилизацией, не ожидая заключения договора с "Оператором".

В частности, одно из предприятий, занимающихся утилизацией автомобилей, ТОО "ПромТехноРесурс", не получив никаких средств от государства, утилизировала в этом году 10 автомобилей. По словам представителя ТОО "ПромТехноРесурс" Павла Мухина, с продажи черного и цветного металла с одного утилизированного автомобиля компания получает порядка 200 тыс. тенге.

"То есть чистая прибыль от разбора автотранспорта я не скажу, что много. Ну, пусть 200 тыс. тенге. 30% от этой суммы мы обязаны перечислить государству по месту нахождения бюджетной организации, где мы взяли эту машину. То есть вот такая несостыковка – это приказ министерства финансов 2000 года. К сожалению, никто бесплатно автомобили не отдает. Есть были и частные лица, и госучреждения, которые и рады бы сдать, но за это они просят какую-то компенсацию", - посетовал господин Мухин.

Павел Мухин отметил, что бюджетные организации обязаны отдавать списанный автотранспорт специализированным компаниям. "Они обращаются к нам и по Алматы это процентов 80. Некоторым мы просто-напросто отказываем. Поэтому этот автотранспорт пылится на улицах", - сказал он. При этом пока компания не заключила договор с ТОО "Оператор РОП".

Риски утилизации
Эксперты отмечают несколько возможных проблем при реализации принципов РОП. В частности, директор департамент человеческого развития национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Олжас Ордабаев считает, что при реализации принципов РОП есть риски удорожания конечной продукции.

"Риск удорожания конечной продукции. Он здесь отмечается практически всеми предпринимателями. Этот риск оказывает влияние как на самих предпринимателей, так и на общество, потому что на фоне снижения покупательной способности поднимать цены - это достаточно чувствительный момент", - сказал директор департамента.

Кроме того, несмотря на то, что для отечественных производителей автомобилей, шин и аккумуляторов предусматривается возврат уплаченных средств, для этого требуется договор о промышленной сборке. "Выстраивается определенный барьер для входа инвесторов в страну, то есть на данный момент, чтобы был возврат сбора нужен договор о промышленной сборке. На данный момент в рамках вступления в ВТО таких договоров не может быть, то есть договоров о промышленной сборке сейчас уже не заключить", - сказал он. По его словам, это заставляет иностранных инвесторов взвесить все риски перед входом на казахстанский рынок.

Другой проблемой господин Ордабаев считает то, что утильсбор уплачивается по факту производства или ввоза в Казахстан автомобилей и автокомпонентов, то есть до самого факта продажи. Кроме того, полагает он, требования к собственным утилизационным предприятиям намного жестче, чем требования, которые выдвигаются к ТОО "Оператор РОП", поэтому этот момент необходимо гармонизировать.

Также Олжас Ордабаев полагает, что на рынке могло бы быть несколько операторов РОП, чтобы бизнес мог выбирать с кем ему работать. "Если мы говорим о том, что Казахстан принимает принципы Yellow Pages, то мы считаем, что достаточно логично было бы отпустить этот рынок и дать возможность рынку сформировать несколько операторов РОП с разными условиями, при которых предприниматель мог бы выбирать", - полагает представитель НПП.

Господин Ордабаев подтверил, что всеми предпринимателями поднимается вопрос о прозрачности деятельности "Оператора РОП", отметив, что в конце концов была достигнута договоренность о том, чтобы включить в различные консультативно-совещательные органы "Оператора" представителей НПП и отраслевых ассоциаций.

По его мнению, необходимо учесть опыт утилизации автомобилей и автокомпонентов при обсуждении вопроса возможного расширения перечня. "Расширять перечень нужно крайне-крайне осторожно, рассчитывая все возможные расходы, которые могут понести производители и импортеры. Здесь нужно быть очень аккуратными", - считает Олжас Ордабаев.

У оператора есть сомнения

В самом "Операторе РОП" пока только начинают фактическую работу на рынке и сомневаются в технической готовности площадок по утилизации автомобилей и комплектующих. "У меня очень серьезный вопрос насколько технически готовы и оборудованы площадки", - говорит официальный представитель ТОО "Оператор РОП" Тимур Исманов.

Он напомнил, что в Казахстане зарегистрировано более 4 млн легковых автотранспортных средств. "Средний возраст автомобиля в Казахстане составляет 18 лет, что является высоким значением даже по сравнению с нашим партнером по ЕАЭС – Россией, где по данным "Автостат" средний возраст составляет 12 лет. К примеру, в Европе – 8-10 лет. Вышедшие из строя автомобили после снятия с учета должны быть надлежащим образом утилизированы, однако подвергаются серому разбору. По данным комитета статистики только за 6 месяцев 2014 года было снято с учета 340 автомобилей", - сообщил господин Исманов.

"Официально у нас нет предприятий, занимающихся авторециклингом, но существуют кустарные мастерские по приему и разбору вышедших из эксплуатации транспортных средств. На серых рынках из авто извлекают лишь легкодоступные, ценные для продажи части. Жидкости сливаются куда придется, а металл в лучшем случае попадает на лом, в худшем – бросается. Зачастую машины и автокомпоненты бросают возле домов в пустынных местах", - сказал представитель "Оператора РОП".

В связи с этим в Казахстане предлагается создать легальную сертифицированную систему утилизации на основе современных технологий и методов управления.

"Оператором РОП во всех крупных городах Казахстана организованы пункты сбора автотранспортных средств. По расчетам аналитического отдела в пункты сбора будут поступать порядка 10 тыс. автотранспортных средств", - сообщил он.

В настоящее время физическое или юридическое лицо, ввезя автотранспорт в Казахстан, должно предоставить документы и заключить договор с ТОО "Оператор РОП". "После поступления средств оплаты согласно установленным формулам и нормам оплаты по автотранспорту, исходя из его метража, тоннажа, класса автомобиля, ему предоставляют сертификат, на основании которого предоставив в соответствующий орган - ЦОН и МРЭО, он получает заветную регистрацию в Республике Казахстан. Затем данный сертификат сопровождает автомобиль на всем протяжении его существования по VIN-коду, и по истечении эксплуатационного срока последний владелец или тот же, который его ввез, может на основании сертификата уже передать его оператору. В свою очередь оператор данный автотранспорт забирает и утилизирует, то есть оставляет на пункт переработки и утилизации", - рассказал Тимур Исманов.

В ходе утилизации автомобиль взвешивают, удаляют опасные жидкости, батареи, автопокрышки, резиновые изделия, из топливного бака при помощи специальных насосов удаляют остатки топлива, снимают аккумулятор, покрышки, топливный бак. "После шредирования черный металл собирается и загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переплавку на сталелитейный завод. Остатки цветного металла, пластика, ткани, стекла поступают в автоматическую сортировку. Отобранный цветной металл загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переработку", - сообщил он.

По его словам, стоимость оборудования для комплексной утилизации автомобилей варьируется от 700 тыс. до 2,5 млн евро.

В настоящее время оператор занимается автотранспортом, скопившимся на специализированных автостоянках. "Сейчас фактически оператор занимается тем транспортом, который скопился на специализированных автостоянках, штрафных стоянках, тот транспорт, который не оплачен, то есть во дворах или забыт. Касательно транспорта, который находится на штрафстоянках, вопрос достаточно проблематичный в плане того, что хозяин как бы есть и еще на нем могут быть долги, налоговая не сразу отпустит, но фактически с этого и начнется работа", - сказал он.

Между тем в Ассоциации казахстанского автобизнеса предлагают "Оператору РОП" выдавать казахстанцам сертификаты за сданные в утиль автомобили.

"Предложение заключается в том, что при сдаче старого авто "Оператору РОП" казахстанцам будут выдавать компенсационные сертификаты для покрытия первоначального взноса за кредит на новый автомобиль. И хочу сообщить, что сертификаты начнут действовать уже в июле. Данные сертификаты будут распространяться не только на автомобили казахстанского производства, но и прорабатывается вопрос для импортных автомобилей. Ориентировочный размер компенсации за утилизацию легкового автомобиля варьируется в диапазоне 300000-350000 тенге", - сообщил президент АКАБ Андрей Лаврентьев.

По его словам, будет создана база всех сертификатов для обеспечения безопасности и недопущения фактов мошенничества. "Поэтому у каждого сертификата будет свой идентификационный номер и все сертификаты будут отслеживаться в электронной базе РОП. Сертификаты будут приниматься в зачет банками второго уровня при оформлении льготного кредита в качестве первоначального взноса", - сообщил господин Лаврентьев.

Шины и масло в деле
Одной из первых на контакт с ТОО "Оператор РОП" вышла Казахстанская ассоциация по управлению отходами. "Наша ассоциация одной из первых заключила с "Оператором РОП" меморандум и уже достигнуты соглашения касательно определенной платы, которая будет выплачиваться "Оператором РОП" всем переработчикам, которые заняты в этой отрасли", - сообщил председатель Ассоциации Шынболат Байкулов.

Он напомнил, что в Казахстане захоронение отработанных шин на полигонах твердых бытовых отходов запрещено, а в 2012 году введен стандарт "отходы шин", регламентирующий безопасное обращение с ними. По его словам, в настоящее время по утилизации шин работает 21 предприятие.

"В 2015 году порядка 11,5 тыс. тонн автопокрышек было утилизировано. Импорт шин падает. Очень много появилось предприятий, занятых реновацией шин и запуском их в оборот. В среднем, по нашим данным 90 тыс. тонн ежегодно образуется шин в Казахстане, выходит из оборота. Номинальная мощность всех наших предприятий, которые мы охватили мониторингом, около 70 тыс. тонн, что составляет порядка 77% от общего объема шин", - сообщил Шынболат Байкулов бизнес-порталу abctv.kz.

"В этом году переработка шин безусловно возрастет, потому что заработают заводы, которые проходили монтаж в 2015 году. Еще два предприятия на стадии монтажа, они также являются членами ассоциации… Сегодня мы уже на стадии получения возмещения затрат на сбор и транспортировку, то есть "Оператор РОП" аккумулирует деньги от импортеров и производителей шин, то есть любой, кто ввозит шины в Казахстан, обязан выплачивать сбор на эти шины", - сказал он.

Вместе с тем, отмечает глава Ассоциации, при возмещении затрат есть временной лаг между фактической утилизацией шин и оплатой данных работ, поскольку перечисление средств от "Оператора РОП" к предприятиям-переработчикам будет происходить поквартально.

"Сейчас в целом в России, Белоруссии и Казахстане принята средняя оплата – примерно 37 тенге за килограмм ввозимых шин. Это будут оплачивать импортеры шин. Это действующая норма", - сказал Шынболат Байкулов.

При этом переработчики должны предоставить всю документацию и доказать переработку определенного объема шин. "Там очень большой перечень не только производственной, но и бухгалтерской документации, финансовой отчетности, которую мы предоставляем "Оператору РОП". "Оператор РОП" вправе провести аудит предприятия, и только потом он возместит за истекший период – поквартально. За первый квартал мы уже не успеем, мы надеемся на второй квартал, потому что первый квартал уже выпал пока мы договорились, меморандум подписали и так далее", - сказал он.

При этом он отмечает падение импорта шин и соответственно ожидаемое снижение общей суммы утильсбора с ввозимых в Казахстан шин.

По еще одному автокомпоненту – автомобильным аккумуляторам - импортеры уплачивают 147 тенге за килограмм. По словам генерального директора ТОО "Кайнар-АКБ" Серикбая Ажмагамбетова ранее 60% от всей ежегодной потребности Казахстана в автомобильных аккумуляторах импортировалось. При этом он предполагает, что на фоне девальвации тенге и введения утилизационного сбора на аккумуляторы доля импортных аккумуляторов может в перспективе сократиться до 10%.

"Какой-то импорт все равно будет, но он сократится, то есть если раньше соотношение было 40 на 60 – собственное производство и импорт, то сейчас, возможно, станет 90 на 10 – 90 это казахстанские производители и 10 – это импорт, потому что импорт дорогой сам по себе", - сказал господин Ажмагамбетов abctv.kz.

На предприятии занимаются сбором и утилизацией вышедших из употребления аккумуляторов с 2011 года. Ежемесячно ТОО "Кайнар-АКБ" утилизирует от одной до двух тыс. тонн аккумуляторов. При этом часть вышедших из употребления аккумуляторов вывозится в Россию.

"Мы должны утилизировать не менее 30% от того, что сами производим. Мы эту норму соблюдаем, соответственно, на нас этот утилизационный сбор не распространяется. Мы не знаем, какой точно объем рынка этих б/у аккумуляторов. С приграничных областей однозначно это вывозится, и закуп россияне производят дороже, чем если мы покупаем, условно говоря, по 250 тенге за килограмм, то они покупают по 260-265-270 тенге за килограмм", - сообщил Серикбай Ажмагамбетов.

Также при утилизации автомобилей возникает необходимость в утилизации отработанных масел и других жидкостей. Заместитель директора ТОО "НТП КазЭкоТех Астана" Владимир Андреев считает, что в Казахстане общий среднегодовой объем технических масел составляет около 150 тыс. тонн и большая часть из них просто сжигается.

"В Казахстане среднегодовой объем всех видов масел порядка 150 тыс. тонн с тенденцией роста. На сегодняшний день в Казахстане, к сожалению, вся переработка масел, в том числе в Астане – это перепроверялось, сводится к чему? Мы заказывали серьезное маркетинговое исследование, если у кого-то будут сомнения в цифрах, делали как наши предприятия, так и московские структуры. 150 тыс. тонн – это только официальные данные", - сказал он.

"Плюс у нас есть неофициальный ввоз, когда масла ввозятся и разливаются, не будем говорить страну происхождения, в тару "Лукойла", Shell и так далее. 90% из этого количества у нас ежегодно сжигается. Часть используется промышленными предприятиями в качестве смазочных материалов. Некоторые средние школы умудряются использовать отработанное масло в качестве средства борьбы с комарами и так далее… в частности, если говорить об Астане, то четыре тысячи тонн без всякой очистки у нас сжигается на отоплении частного сектора, на отоплении производственных и иных помещений. Аналогичная ситуация по всей стране", - сообщил Владимир Андреев. 

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться