Оборот денежных средств от франчайзинга в Казахстане составил порядка 2,5 млрд долларов в минувшем году. Эти данные озвучил президент евразийской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков. По его словам, на сегодняшний день количество франчайзинговых систем на рынке Казахстана насчитывается порядка 450 штук. При этом, наполненность сектора составляет примерно 20-25%. "Сектор франчайзинга у нас еще пустой и находится на развивающимся уровне. В отличие от рынка России, эта ниша в Казахстане еще недостаточно заполнена", - уверен он. Это, по его мнению, особенно касается ресторанного бизнеса, в котором мало франчайзинговых компаний.
Образование в тренде
На сегодняшний день, из общего количества франчайзинговых компаний в Казахстане, по словам г-на Кисикова, около 50% занимают российские компании, 20% рынка - принадлежит казахстанским игрокам, остальные 30% - другим иностранным компаниям, среди которых американские и европейские франшизы. Лидирование российских франшиз он связывает с тем, что они дешевле европейских и американских, а кроме того они более адаптированы для казахстанского рынка. Однако, по его словам, в развитом государстве местные франшизы, в идеале, должны занимать 60-70% рынка, соответственно казахстанские предприниматели должны больше стремиться к созданию франшиз. По его убеждению вместо того, чтобы открывать филиалы в регионах, казахстанским компаниям следует использовать возможности франчайзинга.
Среди казахстанских франшиз, по его мнению, наиболее успешными являются сеть ресторанов Red Dragon, сеть медицинских клиник "Сункар", а также розничный бренд детской одежды Mimioriki. Все они не так давно вышли на российский рынок, а Mimioriki - планируют в следующем. А через российский рынок в Казахстан приходят не только российские, но иногда и американские бренды. Среди таких компаний, по его данным, – Baskin Robbins и Mc Donald's.
В целом, по его словам, на рынке франчайзинга особо "процветают" компании, занимающиеся детскими услугами и товарами. Среди них выделяет школы Haileybury, FasTracKids, а также центры по ментальной математике. "Этот сегмент растет очень быстрыми темпами. Сегодня родители весьма щепетильно и тщательно выбирают образовательные учреждения и обучающие центры для своих детей, так что маркетологи давно уже взяли себе на заметку этот тренд", - говорит Бекнур Кисиков.
По словам президента евразийской ассоциации франчайзинга, прошлогодняя девальвация в Казахстане обернулась двояко для франчайзинговых компаний. Так, из-за того, что импортные вещи повысились в цене, сократились продажи у американских и европейских франчайзинговых брендов. "Выиграли от девальвации казахстанские, российские, украинские франшизы", - отмечает он. А доля западных и европейских франшиз, по его информации, сократилась примерно на 10%.
В целом, по его данным, в 2016 году рынок франчайзинга вырос на 10-12% в сравнении с предыдущим годом.
Рынок не приспособлен
На сегодняшний день в Казахстане в секторе франчайзинга основной проблемой, препятствующей его развитию, является слабая коммуникация между мегаполисами и регионами. "Как правило, франшизы сконцентрированы в крупных городах. В регионы же они очень слабо идут", - говорит он. К другим препятствиям в развитии франчайзинга в стране Бекнур Кисиков относит неподходящую инфраструктуру казахстанских городов, которые, в большинстве, построены по советскому образцу, что приводит к дефициту торговых площадей. В частности, несмотря на то, что в Алматы за последние годы было построено несколько торговых центров, по его убеждению, этого не достаточно для города-миллионника. Так, в США в городах с аналогичной численностью населения, количество торговых центров доходит до ста, и инфраструктура в них полностью приспособлена под стандарты франчайзингового бизнеса. "К сожалению, у нас не все торговые центры выдерживают эти требования", - говорит он.
Дефицит торговых площадей и их высокая цена, по словам Бекнура Кисикова, приведет в ближайшее время к развитию франшиз фаст-фуда киоскового типа. В качестве наглядного примера эксперт приводит сеть уличных кафе "Бегемот". Кроме того, развитие получит направление "повар на колесах". "Мобильность, экологичность и все то, что не требует больших затрат становится сегодня более популярным, нежели фундаментальные, "многотысячные" рестораны", - уверен он.
Сложность доставки
Также, по его наблюдениям, развитию франчайзинга в стране мешают трудности с организацией поставок. "Во-первых, у нас низкая плотность населения. Во-вторых, расстояния между городами очень большие. А в третьих, в Казахстане суровые климатические условия и нет выхода к морю, так что нам приходится осуществлять грузовой поток через соседние страны. Кроме того, мы отдалены от основных инфраструктурных центров", - отмечает Бекнур Кисиков. По его словам, если человек, к примеру, захочет приобрести франшизу французской багетной, он может столкнуться с проблемой, связанной с соблюдением технологий. Ведь некоторые продукты ему придется заказывать непосредственно из Франции, а доставка заказов оттуда занимает немало времени.
По прогнозам г-на Кисикова, в 2017 году на казахстанский рынок выйдут такие компании как IKEA и Subway. Но, как он отмечает, официального подтверждения этому пока нет. Кроме того, на рынке страны появятся несколько франшиз известных марок одежды, но, по словам г-на Кисикова, в настоящий момент эта информация является конфиденциальной.
Некоторые компании, специализирующиеся на фаст-фуде и одежде, будут заходить и в регионы. "К сожалению, у нас удручающая ситуация в регионах – за многими элементарными услугами и вещами сельчанам приходиться ездить в город", - отмечает он. Эксперт надеется, что автомагистраль Западная Европа — Западный Китай, строительство участка которой в Казахстане планируют завершить к концу текущего года, повлияет на развитие придорожной инфраструктуры и, соответственно появлению большего количества франшиз. Кроме того, проведение выставки EXPO 2017, по его убеждению, увеличит интерес к Казахстану и, в том числе, поспособствует заходу новых франшиз.
Татьяна Киселева