– Екатерина Константиновна, можно ли сказать, что в осенний период увеличивается количество попыток суицида и завершенных самоубийств? Можно ли говорить, что суицидальное поведение и психическое расстройство связаны между собой?
– Выражение "осеннее или весеннее обострение" скорее обывательское, бытовое, нежели научное, в медицинской практике используют такое понятие, как сезонность. Сезонность – лишь один из многих факторов, которые сказываются на самочувствии людей. В целом любое обострение – это совокупность нескольких факторов, как правило, биологических, психологических и социальных.
Конечно, есть данные о сезонности расстройств. Например, суициды чаще совершаются в конце весны – начале лета. Осенью и зимой усиливаются тревожные расстройства и депрессия. Ошибочно считать, что обостряются только психические заболевания. Да, есть риск рецидива невротических расстройств, расстройств шизофренического спектра, депрессий, биполярных расстройств, психосоматических заболеваний. Но также обостряются различные инфекционные заболевания, атакуют вирусы, обостряются гастриты и язвы, многие аллергии имеют сезонный характер.
Сезонность психических заболеваний можно объяснить перестройкой циркадных ритмов при смене времен года, а также гормональными колебаниями. Многое зависит от страны проживания и особенностей климата, социального статуса, возраста, а также пола – есть данные, что на женщин сезонность влияет сильнее. Причины сезонности трудно установить достоверно. Продолжительность солнечного дня, изменения в питании, физической активности, чрезмерно низкая или высокая температура влияют на биохимические процессы в головном мозге и способность людей справиться со стрессом. Для психотерапевта и его пациента скорее важно иметь в виду, что любая смена времени года – фактор возможного риска ухудшения состояния. Конечно, суицидальное поведение связано с психическими расстройствами, и в первую очередь ведущий фактор риска – это депрессии. Но для того, чтобы суицид произошел, необходима совокупность не только психиатрической патологии, а наличие биологических, психологических и социальных факторов. Как пример, депрессия – фактор биологический, гиперчувствительность и низкая адаптация к стрессу – психологический, а семейные конфликты или кредиты уже социальный.
– По каким признакам близким людям можно распознать, что у человека появились суицидальные мысли?
– Этих признаков много, суицид – наиболее предотвращаемый вид смерти, важно быть ориентированным в особенностях суицидального кризиса. Непосредственные заявления типа: "Я подумываю о самоубийстве", "Было бы лучше умереть" или "Я не хочу больше жить". Косвенные подсказки: "Совсем скоро вам не придется беспокоиться обо мне"; "Они пожалеют, когда я уйду". Отчаяние и плач. Уход от социальных контактов. Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи, социальных сетях. Повторное прослушивание грустной музыки, металла, рока, агрессивных речитативов. Нехватка жизненной активности. Самоизоляция от семьи и любимых людей. Рост употребления алкоголя или наркотиков. Составление или изменение завещания, раздача долгов, ценных вещей, приведение незавершенных дел в порядок, составление предсмертных записок. Изменение суточного ритма. Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям, например безрассудное управление автомобилем и многое другое.
– Как близкие могут помочь в подобной ситуации?
– Ни в коем случае не игнорировать, не делать вид, что "показалось", найти в себе мужество признать, что близкому плохо, вывести на откровенный разговор, прояснить наличие или отсутствие антивитальных мыслей, выяснить, на каком этапе человек находится. К примеру, если есть план совершения суицида, вероятен высокий риск его реализации. Предложить свою помощь и поддержку, сопроводить к специалисту. Нужны душевный контакт, эмоциональная поддержка, чтобы человек чувствовал, что он кому-то нужен, кто-то хочет, чтобы он остался жить. Не по правилам и не по условиям, а просто по-человечески. Когда тот, кто уже готов уйти из жизни, встречается с таким человеком – вот это его останавливает. А не какие-то правильные слова или действия. Нужно быть сочувствующим человеком – вот что главное.
– Что делать человеку, который стал замечать у себя подобные мысли? Как понять, что необходимо обратиться за помощью?
– Если человек распознает, что состояние не меняется в течение двух недель и более, что мысли меняют интенсивность, приобретают навязчивый характер, что прошлое, настоящее и будущее воспринимаются в безнадежном ключе, а то, что ранее приносило удовольствие, уже не радует, пора обращаться за помощью.
– Кто находится в группе риска?
– В группе риска люди с психическими расстройствами, люди, длительно страдающие соматическими заболеваниями, употребляющие психоактивные вещества, проживающие свои собственные кризисы (возрастной, подростковый, пожилой, в связи с миграцией, военными действиями; проживающие позор, унижение, имеющие проблемы с законом, представители ЛГБТ, перфекционисты). Люди с низкой социальной поддержкой при большом уровне стресса.
– Как освещение суицидов в СМИ может повлиять на ситуацию как в позитивном ключе, так и в негативном? Могут ли СМИ мотивировать попытки суицида?
– В современном обществе средства массовой информации играют важную роль в распространении разнообразной информации различными способами. Они оказывают значительное влияние на общественное мнение, убеждения и поведение людей, играют решающую роль в политике, экономике и социальной жизни. Благодаря своему влиянию СМИ могут играть активную роль как в предотвращении самоубийств, так и в их индуцировании. Безответственные публикации в СМИ придают самоубийствам сенсационную и гламурную окраску, увеличивая риск того, что у самоубийц найдутся подражатели среди уязвимых людей.
Недопустимо, когда СМИ необоснованно подробно освещают самоубийства известных людей, сообщают о необычных способах самоубийства или о серии самоубийств, показывают изображения или дают информацию о способах самоубийств, а также оправдывают самоубийства, характеризуя их как допустимую реакцию на кризис или несчастье. А если информация подается с учетом рекомендаций ВОЗ с примерами преодоления кризиса и контактами помогающих служб, то это оказывает превентивное влияние. В апреле этого года я принимала участие в конференции на данную тему с участием экспертов Европейского союза, Всемирной организации здравоохранения, представителей профессионального сообщества – казахстанских суицидологов. Позже Казахстанский Медиа Альянс разработал рекомендации по ответственному освещению суицидов в СМИ. Думаю, данная декларация будет полезна профессиональному журналистскому сообществу. Также в материалах журналистов обязательно должны быть указаны телефоны доверия, по которым человек с подобными мыслями может позвонить и получить квалифицированную поддержку. В Казахстане помощь можно получить по следующим номерам телефона: 111, 112, 150, в Астане – 8 (7172) 54-76-03.
– Сейчас хотелось бы поговорить о влиянии новостной повестки, вокруг нас страны либо ведут войну (Россия – Украина), либо находятся в состоянии боевой готовности (Китай – Тайвань), недавно завершился киргизско-таджикский конфликт. Сообщения о ядерной войне, третьей мировой и так далее обсуждаются все чаще. Как в такой ситуации человеку спасти свою психику, оставаться в нормальном состоянии?
– Важно быть чувствительным к своим проявлениям. Если вы распознаете, что обилие агрессивно влияющей на психику информации дестабилизирует, ограничьте контакт с новостными пабликами, добавьте физической активности, протестируйте реальность, найдите точки опоры в своем настоящем.
– Одной из рекомендаций является минимизация потребления чтения новостей, но что Вы посоветуете тем, кто непосредственно работает с этим: журналистам, сотрудникам силовых структур, госслужащим отдельных министерств?
– Есть практики разотождествления, когда вы не включаетесь эмоционально в то, с чем вам приходится контактировать по роду службы, важно занимать позицию стороннего наблюдателя. Важно уметь взять паузу, переключиться на принципы психической саморегуляции. Их много: полноценный сон и здоровое питание, физические нагрузки, витаминные комплексы. Своевременное лечение хронических заболеваний – это важно, но этого недостаточно! Не менее важно получать приятные и новые впечатления, например побаловать себя походом в спа, баню или сходить порисовать в приятной атмосфере, в гости, почитать художественную литературу. Встречи с друзьями и близкими, прогулки, интересное увлечение – все это просто необходимо, чтобы поддержать себя. Главное правило – как можно больше воздуха, прогулок под открытым небом. В идеале записаться на личную терапию для поддержания собственной устойчивости.
– Если говорить в целом, то с годами уменьшается или увеличивается количество суицидов в Казахстане?
– До пандемии была устойчивая тенденция к снижению, в последующем количество несколько увеличилось, это связано с социальной изоляцией, снижением доступности поддерживающих служб, нейротропностью вируса, большим количеством стрессовых факторов в единицу времени, о которых вы упоминали в предыдущих вопросах, при минимальной социальной поддержке.
– Резюмируя, давайте подчеркнем ключевые моменты в вопросе предотвращения суицида.
– Основные средства предотвращения суицида, которыми обладает каждый выполняющий свою работу на местах (будь то полицейский, юрист, общественник, журналист, педагог, врач, психолог и так далее), – это преданность делу, чуткость, знания и забота о другом человеке, вера в то, что жизнь стоит усилий по ее сохранению. Пользуясь ими, можно предотвратить самоубийство.
Читайте по теме:
Как журналисты могут помочь в предотвращении суицидов
Как будет решаться проблема суицида среди военных?