Каким будет новый сезон для казахстанского fashion ритейла?
Крупнейшая международная выставка моды в Центральной Азии Central Asia Fashion прошла в Алматы. Три дня фокус казахстанского fashion ритейла был нацелен на экспозицию выставки Central Asia Fashion, открывшую свои двери для производителей, дизайнеров и ритейлеров модной отрасли.
Выставка, отмечавшая юбилейный, тридцатый сезон, традиционно проводится в профессиональном B2B формате и рассчитана на заключение сделок между производителями и продавцами. Учтя запросы, исходящие от отечественного бизнеса, уже много сезонов, выставка предлагает достаточно обширную бизнес-программу с различными бизнес-сервисами для покупателей, и бизнес-конференциями для обсуждения актуальных вопросов отрасли.
Участие на одной площадке выставки производителей из разных стран, открывает для байеров возможности заключения новых, перспективных сделок и оценки перспектив и трендов развития модной отрасли.
Журналисты inbusiness.kz поговорили с генеральным продюсером выставки Миленой Ершовой, чтобы узнать, как начинается новый сезон для производителей одежды и ее реализаторов.
Милена, расскажите о главных особенностях нового сезона, чем эта выставка была интересна казахстанскому fashion ритейлу?
Каждая выставка несет в себе что-то новое, интересное, но последние три года стали для индустрии просто кошмарными. Мы едва начали отходить от того, что пережили в пандемию, нанесшую огромный ущерб не только нам, но и всей отрасли в целом. В сентябре мы вновь смогли провести выставку, постаравшись сохранить все блоки экспозиции. В условиях действовавших тогда ограничений мы смогли собрать на выставке как производителей из разных стран, так и бизнесменов из разных регионов страны.
Еще осенью нам казалось, что нынешняя выставка, учитывая снятия большинства ограничений, пройдет совсем в другом ключе, но тут случилось обострение ситуации в Украине, в результате которых в выставке не смогли принять участие несколько десятков компаний из самых разных стран, павильоны которых должны были стать основой нашей экспозиции.
Но, тем не менее, есть и положительные моменты. Помимо традиционно хорошо представленной экспозиции турецких компаний, в этом сезоне казахстанским рынком заинтересовались индийские производители, которые впервые приняли участие в выставке в таком объеме.
А чем организаторы выставки заинтересовали казахстанских ретейлеров на этой выставке?
Работа в этом бизнесе научила нас быть очень гибкими, мы ищем возможности в любых условиях, и мы, в рамках выставки поставили задачу помочь нашим бизнесменам в таких сложных условиях перестроиться, найти себе новые возможности.
Для бизнеса важно понять, что той «равнины», длившейся на протяжении многих лет, уже не будет. Современный мир, как оказалось, порой меняется за считанные часы. И чем раньше бизнес поймет это, чем раньше отпустит эти кризисные ситуации, тем раньше закончится эта депрессия у бизнеса.
В рамках выставки мы провели несколько дискуссий на актуальные для отрасли темы. Были приглашены известные аналитики, которые поделились с бизнес-сообществом своими мыслями, ответили на множество вопросов, поступивших от казахстанских ритейлеров и производителей одежды.
Кроме того, мы впервые открыли большой консультационный центр, куда пригласили порядка десяти ретейл-экспертов из разных отраслей бизнеса, которые на время проведения выставки выступили в роли бесплатных консультантов для наших бизнесменов, в том числе и тех, кто решил открыть свое дело в индустрии fashion ритейла.
Об интересе к выставке у иностранных компаний говорит и тот факт, что уже несколько сезонов, представлять в Казахстане свою продукцию приезжают члены стамбульской ассоциации экспортеров одежды IHKIB. Компании, входящие в эту ассоциацию, производят и реализуют до 75% от всего объема одежды, произведенной в Турецкой Республике, с годовым оборотом около 17 млрд. долларов.
О том, насколько интересен казахстанский рынок для турецких производителей одежды, рассказал Салих Динч – руководитель делегации, представитель ассоциации IHKIB.
Господин Салих, турецкий бизнес достаточно широко представлен в самых разных отраслях экономики Казахстана. С чем, в первую очередь, связан этот интерес – с бизнесом, или же с ментальными связями тюркских народов?
Прежде всего, конечно же, это спрос на нашу продукцию в Казахстане. Мы уже много лет работаем с разными странами на постсоветском пространстве, и видим интерес к нашей продукции.
В Казахстане представлено несколько сетей магазинов, предлагающие нашим гражданам одежду и обувь турецкого производства. Планируется ли появление в Казахстане новых сетевых магазинов, реализующих продукцию из Турции?
В Турции достаточно много производителей и ритейлеров категории масс-маркет, и те компании, которые сейчас представлены сетью магазинов в Казахстане – это, можно сказать, первая ступень. Очень много зависит от уровня покупательской способности ваших граждан. На турецком рынке есть компании, предлагающие продукцию в среднем ценовом диапазоне, есть и люксовые бренды. Я думаю, постепенно и эти магазины появятся в Казахстане, как только появится больше спроса на эти категории товаров.
Господин Салих, расскажите, существуют ли в Турции государственные программы поддержки для fashion индустрии? Какую поддержку оказывают вашим производителям?
Конечно, поддержка такая существует. Например, есть большая государственная программа «Turquality», созданная для поддержки и развития экспортного потенциала компаний.
Эта программа предлагает несколько видов поддержки турецким производителям товаров, начиная от сертификации, и заканчивая созданием объединений по направлениям.
Программа принимает заявки от разных компаний, и здесь не играет роли ни оборот, ни количество работников. В рамках программы предприниматель получает поддержку для обновления производственных мощностей, и на запуск новых производственных линий, который, в свою очередь, дает налоговые льготы производителям.
После подтверждения качества процессов и товара, начинается поддержка в инвестиционной деятельности и в развитии бренда. При этом, государство компенсирует почти половину затрат, связанных с участием в программе, включая расходы на рекламу, продвижение, участие в различных выставках, в том числе и в этой экспозиции.
Одним из условий участия в программе – это обязательство поддержки качества товара и имиджа страны на международных рынках, пропаганда турецкого культурного наследия.
Благодаря этой программе, за последние 20 лет экспорт продукции из Турции вырос в десятки раз, доведя долю текстильной продукции в экспорте страны до уровня 40%.
О перспективах казахстанского рынка fashion ритейла для индийских производителей рассказал со-директор индийской торговой палаты Nilanjan Chaudhury.
С чем связан возросший интерес к Казахстану со стороны индийских компаний?
Наша торговая палата уже много лет сотрудничает с бизнес-сообществами многих стран, но казахстанскую выставку мы впервые посетили в таком составе.
В первую очередь, это связано со сложностями на российском рынке, из-за ряда причин. Рынок центральной Азии более благоприятный, что может позволить нам заинтересовать здесь потенциальных партнеров и покупателей.
В этой выставке участвуют около 10 компаний из разных регионов Индии, и они очень заинтересованы в казахстанском рынке, видя большой интерес к своей продукции.
Господин директор, расскажите, насколько отличается номенклатура товара, представленного на выставке, от того, что реализуется на внутреннем рынке Индии?
Наши страны сильно отличаются в плане климатических особенностей, и поэтому, мы, в основном, привезли сюда одежду, предназначенную для более прохладного климата, но есть и традиционная для Индии одежда.
Кроме того, мы предлагаем одежду высокого качества нижнего и среднего ценового сегмента, ориентируясь на покупательскую способность покупателей в Казахстане.
В рамках выставки, помимо мероприятий для бизнеса, прошло несколько культурных программ. Часть выставочных площадей заняла выставка молодой художницы Асель Сабыржанкызы, которая представила серию портретов известных казахстанцев по общим названием «ДНК капитал Казахстана».
Индустрия моды, это всегда квинтэссенция творчества и креатива, которая всегда объединяла людей, создавая коллаборации разных людей из разных стран.
Пока рано говорить о том, какие последствия для fashion ритейла нашей страны будут иметь события последнего времени, но, после бури, всегда светит солнце, и бизнесмены индустрии моды с надеждой смотрят в будущее, надеясь на улучшение отношений, на развитие сотрудничества, на восстановление партнерских отношений.
Максим Морозов