Петропавловские истории
В середине теплого оранжево-бурого октября я оказалась в самой северной точке страны. Город Петропавловск, административный центр Северного Казахстана с населением около 220 тысяч человек, расположен примерно в 40 км от границы с Россией. Крупный транспортный узел и железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Настолько крупный, что часть путей принадлежит Российской железной дороге и обеспечивает работой жителей сёл, которые выросли вдоль железнодорожного полотна.
Помимо российского дальневосточного города с похожим названием, у города на реке Ишим есть шесть военно-технических «тёзок». Гордое название «Петропавловск» носили военные корабли, принадлежащие российскому императорскому, а впоследствии - советскому флоту. Под этим именем броненосцы, линкоры и крейсеры балтийской военной флотилии начали свою славную военную историю в 1865-м, и завершили её в 1994 году.
В воздушном порту «Петропавловск» я приземлилась утром, почти не заметив длительности перелета - всего три часа. Однако не подумала сфотографировать современное и комфортное здание изнутри. Сделала пару снимков снаружи наспех, когда улетала. Обязательно наснимала бы побольше на память, если бы знала заранее, что через неделю после моего посещения Петропавловска его международный аэропорт объявят банкротом.
Утренний город улыбался во всю ширь полупустых улиц. Упрямое осеннее солнце настойчиво сопровождало теплом все три дня короткой поездки. В его свете город играл суровыми северными красками. Такое обилие пожелтевших березовых рощиц, озёр, прудов и лужиц с утками и лебедями раньше я не видела. В сочетании со степными пейзажами это было ярко и необычно. Петропавловцы удивлялись роскошному бабьему лету и повторяли мне, что зачастую в начале октября может выпасть снег и уже не растаять до весны.
У города св. Петра и Павла длинная история. Её начало положено в 1752 г. со строительства военной крепости Ново-Ишимской оборонительной линии России на юге Сибири. Два оврага, ограждавших строительную площадку, выходили к правому берегу Ишима и вместе с крутым обрывом широкой (до 47 м) реки создавали естественную преграду неприятелю. Крепость состояла из одного крупного укреплении имени св. Петра и двух малых — крепости Полуденная и Лебяжья. Между ними стояли 8 редутов.
В селе Лебяжьем, основанном в том же 1752 году, я побывала – интересно было посмотреть на размеры бывшей крепости. В сторону от трассы Петропавловск – Омск село находится всего в тринадцати километрах. На живописную дорогу вдоль рощ и полей ушло минут сорок. Место крепостных развалин удивительно само по себе. Масштабы пространства, на котором располагалось приграничное военное укрепление, поразительные. Местные краеведы говорят, что крепость Лебяжья по площади втрое превышает римский Колизей. Расположена в форме четырехконечной звезды, и каждый ее угол – как лепесток со сторожевым бастионом. Хорошо сохранился ров глубиной до 2 метров, который окружает площадку. Над ним возвышается двухметровый вал. Чтобы объехать на машине вокруг бывшей крепости и посмотреть на земляные клины, определяющие её углы, понадобилось минут двадцать.
В центре бывшей крепости сейчас располагается монумент памяти советским воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Здесь же собираются сельчане, приезжают петропавловцы, чтобы вспомнить и почтить память героев всех прошедших войн, от набегов джунгар до Второй мировой...
Из центра крепостной площади вдалеке среди деревьев виднеется здание сельского храма. По его игрушечным размерам можно приблизительно определить масштабы крепости. Краеведы говорят, что каменный на деревянном фундаменте храм Ильи Пророка был построен аж в 1826 году. Примечательна его судьба: он всегда был действующим, благополучно пережил гонения двадцатых годов прошлого века, практически не перестраивался и никакой властью никогда не закрывался. Узнав об этом, очень захотелось попасть внутрь. И я воспользовалась тем, что на пороге заприметила батюшку - проникла в храм.
Настоятель храма отец Сергий рассказал немного и про крепость, и про храм. Первый храм в крепости был построен из дерева в 1786 году. В местном климате он довольно быстро сгнил, и за ветхостью был заменен на новый. По решению императора Александра II храм был перенесен из крепости в село. Через пять лет этот один из старейших в Северном Казахстане храм отметит свое двухсотлетие. Сколько ж он увидел за эти века? Например, в 1891 году через Лебяжье в Петропавловск проезжал, с длительной остановкой, наследник престола русского князь Николай, впоследствии - император Николай Второй.
В историю царской крепости на границе Европы и Азии можно погрузиться, прочитав роман Ивана Шухова «Горькая линия». Она как раз проходила по этим местам. А фамилии казаков, которые служили в крепости и основали село, - такие как Брютовы, Грязновы, Кайгородцевы – сохранились, и их потомки до сих пор проживают в Лебяжьем.
Название села не менялось с 1752 года. Сегодня сельчане Лебяжьего занимаются сельским хозяйством, выращиванием зерновых, строительством, производством саманного кирпича, изготовлением мебели на заказ. Недалеко от храма я заприметила небольшую лесопилку и довольно приличный трактор, который сновал по сельским дорогам.
Возвращались в город под вечер. С его наступлением я отправилась бродить по местным улочкам. Благо, мой отель располагался возле парка. Чисто интуитивно повернула по улице, которая плавно переросла в пешеходный проспект. Он оказался центральной пешеходной улицей им. Конституции (бывшая ул. Ленина, а ранее – Вознесенский проспект), которая простиралась на несколько километров. Старожилы рассказывают, что она появилась раньше, чем Арбат в Москве, и гордятся тем, что это самая длинная пешеходная улица во всем мире. Ее длина составляет 2050 метров.
Это любимейшее место горожан и приезжих, место молодежных тусовок и прогулок взрослых всех возрастов – от семейных пар до пенсионеров. Кружки высотой больше трех метров летом покрыты цветочным ковром, возле них любят делать фото и селфи. По периметру недалеко от них стоят белоснежные скульптурные кони, за которыми располагается парк аттракционов.
Я шла вниз чисто по алматинской системе ориентации. Из темноты возникло белое здание с классическими нео-романскими формами. Табличка сообщила, что это римско-католический храм «Пресвятого Сердца Иисуса». Интересна его история. Храм был построен примерно в 1911-1912 гг., однако здание по своему назначению не использовалось. В 1917 г., после октябрьского переворота, здание храма национализировали и отдали под жильё партийным работникам. С 1956 г. и по апрель 1999 г. здание использовали как детский сад. Затем его передали Римско-католическому приходу. После проведенной реконструкции храм был освящен и открылся в 2002 г. Внутрь я не попала: на время карантина храм закрыт.
Еще ниже в свете уличных фонарей рельефно выделялась кирпичная кладка дома коммерсанта Т. А. Аркеля 1891 года постройки. А на нем привлек внимание памятный барельеф с лицами двух знаменитостей, Федора Достоевского и Чокана Валиханова.
В доме, который простирается на весь квартал, сейчас располагается музей. При первом хозяине особняка верхний этаж занимала гостиница «Центральная», в нижнем располагался магазин готового платья. По неподтвержденным данным, в этом здании 21 ноября 1920 года с речью о помощи голодающим рабочим Москвы и Петрограда выступил М.И. Калинин.
Тем первым вечером в Петропавловске я сделала еще один небольшой пеший рывок и поняла, что пора возвращаться в гостиницу, когда на пути повстречала обаятельного фотографа. Не знаю, что бы он мог подумать, увидев мой аппарат для фотосъемки, который помещался в ладони. К счастью, бронзовый фотограф скромно промолчал. А я решила перекусить неподалеку.
К слову, вдоль пешеходного бульвара много кафе, ресторанов и кофеен, а также ночной клуб. На удивление много закусочных для молодежи, несколько точек с кофе и снеками «на вынос». Все эти заведения заполнены в пятницу вечером. Свободные места можно найти только по подсказке или рекомендации. Но мне повезло. Голодную и отчаявшуюся найти местечко для ужина, добрый официант направил из переполненного ресторана в другой, с секретной фразой «Привет от Павлика». Столик на одного был найден незамедлительно. Мясо готовят изумительно, так что говяжьи стейки попробовать рекомендую!
В свой первый петропавловский вечер я дошагала практически до конца аллеи - до колоннады, и почти в полной темноте разглядела две знакомы фигуры – Абая и Пушкина. В гостинице сверилась с Гуглом. Памятник поэтам был установлен в декабре 2006 г. в честь завершения Года Пушкина в Казахстане и Года Абая в России. Бронзовые фигуры поэтов разных эпох и соединяющее их дерево установлены на постаменте из цельного гранита высотой 2,2 м. Высота скульптур составляет 3,5 м. Монумент окружает колоннада диаметром 50 м. Скульптор - Казбек Сатыбалдин, архитекторы - Валерий Затай и Султан Баймаганбетов, их проект победил в отдельно проведенном конкурсе. Мой снимок не удался, слишком темно было. Фото из источников в интернете.
С утра, передвигаясь на автомобиле по делам, вновь приятно удивилась отсутствию пробок на дорогах и чистому, свежему воздуху. На одной их центральных улиц заприметила центральную городскую мечеть Кызыл Жар. С казахского языка переводится как «Красный Яр». Её строительство началось в 2001 году и завершилось в 2004-м при поддержке мусульман Саудовской Аравии и Северного Казахстана.
С другой стороны, почти напротив и почти ровесник мечети – раскинулся кафедральный Вознесенский собор. Храм был заложен в 1999 году и строился всем миром, на пожертвования от предпринимателей и рядовых граждан. Некоторые прихожане жертвовали свои дачные домики, которые разбирали на отдельные кирпичи и использовали их в возведении стен. В ноябре 2005 год храм был освящен, однако работы до конца не были завершены, они продолжались еще несколько лет. В 2010 году Вознесенский храм стал кафедральным.
В Петропавловске на удивление много гипсовых фигур. Полагаю, это наследие советской эпохи. Они встречаются повсеместно. Вот эта девушка удивительно сочетается с местом, где она встречает любителей горячего пара. Кстати, такой банный бизнес в городе весьма распространен. Только в карантин, к сожалению, все закрыто.
Старинных зданий в городе много. С большим уважением отношусь к тому, как здесь сохраняют наследие прежних десятилетий. Вот этому зданию бывшего Романовского училища, и ныне действующему, кстати, гуманитарно-техническому колледжу – более ста лет. Памятная надпись по фронтону подтверждает его славное историческое прошлое и настоящее.
Недалеко от училища находится небольшой сквер, в котором «спряталась» героиня Великой Отечественной войны – Зоя Космодемьянская. К ней и сейчас приходят романтические парочки, посидеть на скамеечке и пошуршать осенними листьями. Очень популярный монумент.
Почти напротив монумента находится большая площадь, на которой располагается городской русский драматический театр и мемориал казахским батырам. Карасай и Агынтай – национальные герои Казахстана, они жили в середине XVII столетия и принимали участие во многих битвах с джунгарским войском. Архитекторы - Ю. Дворников и С. Фазылов, скульптор - известный мастер Б.С. Досжанов, мастер по граниту - А. Гайдадный. Бронзовая скульптурная композиция воинов была отлита белорусскими специалистами, а ее монтаж осуществляли мастера из Петропавловского завода тяжелого машиностроения. На торжественном открытии монумента в 1999 году присутствовал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Побывать в Петропавловске и не посетить старейший архитектурный памятник Петропавловска – собор святых Петра и Павла - было бы печально. Поэтому вот он, стоит на возвышенности в подгорной части города со дня основания. Строился в 1766 году из дерева как гарнизонная церковь Петропавловской крепости. В 1812 году церковь разобрали, а в октябре 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трехпрестольную церковь. В 1838 году от пожара сильно пострадала каменная колокольня. Ее разобрали в 1839 году и вместо нее через пять лет заложили новую колокольню, стоящую отдельно от церкви, и соединенную с ней каменным коридором. Строительство колокольни завершилось в 1848 году. Собор святых апостолов Петра и Павла получил новое дыхание после 1988 года — года празднования 1000-летия крещения Руси. Сейчас наравне с прихожанами храм активно посещают туристы.
Старинные дома можно встретить где угодно. Вот этот, например, стоит прямо напротив Петропавловского собора. Проезжала я и мимо тех, про которые говорят «вросли окнами в землю», и там до сих пор живут люди. Без воды, электричества и газа. В 21м веке, да… Но останавливаться или делать снимки на ходу не было возможности.
В этом краснокирпичном доме с декабря 1941 года располагается завод. История его удивительна тем более, что завод работает до сих пор. Расположен он в здании бывшей церкви. В то время это было единственное самое высокое здание в Петропавловске, которое позволило разместить в нем предприятие электроизоляционных материалов на основе эвакуированных частей заводов Москвы и Московской области. Купола и кресты снесли, а в двух корпусах церкви на нужды фронта начал работу завод военной техники, который последствии назвали именем М.И. Калинина.
В послевоенные годы предприятие стало одним из крупнейших в Советском Союзе производителем электроизоляционных изделий. В сложные 90-е годы, несмотря на продолжавшийся повсеместно дальнейший развал производства, на основе цеха №1 Петропавловского завода электроизоляционных материалов им. М.И. Калинина было создано ТОО «Изолит».
Так как предприятие до сих пор режимное и со строго ограниченным доступом в карантин, моим спутникам пришлось отдельно договариваться, чтобы проникнуть на его территорию. К слову, один раз в году, в день праздника Победы завод широко открывает двери для всех желающих. А желающих прийти и отдать дань памяти к стенам завода из года в год насчитывается до пяти тысяч человек. Нас встретил директор завода и провел небольшую экскурсию, ярко и детально рассказывая, как завод жил и работал в военные и послевоенные годы. Показал обустроенный мемориал, к которому ежегодно в майские праздничные дни стекаются петропавловцы.
Директор завода Александр Бебешко оказался очень интересным собеседником. Он рассказал, что территорию завода обустроили, поставили памятник, высадили деревья и ухаживают за мемориалом на средства компании и считают это дело своей социальной задачей. На вопросы по поводу того, чем сейчас живут горожане и каким образом работает в карантинных условиях завод, - рассказал, что строго соблюдают все предписания по ограничению количества рабочих в цехах, и социальную дистанцию, и средства санитарной защиты. Даже жест особый для приветствия выдумали: вместо рукопожатия – тык-тык локтем-в-локоть, на дистанции. Завод не испытывает потребности в заказах, таких заводов по стране – единицы. Однако существует проблема в утечке высококвалифицированных кадров в близкую географически Россию и дальнее зарубежье.
А среднестатистический петропавловец живет, как и в среднем по стране – кто с огорода кормится, кто с дачи. У кого нет своего участка земли – больше на небольших предприятиях трудятся: в автомастерских, в парикмахерских, в общепите и других сферах обслуживания. Вот нет только индустрии туризма как таковой. А для казахстанского туриста, как и для зарубежного – есть что посмотреть, есть куда поехать.
После этой беседы и тесно сплетенной истории бывшей церкви и нынешнего завода, я попросила отвезти меня в какое-нибудь живописное место, чтобы попрощаться с Петропавловском. И долго стояла на крутом обрыве над Ишимом, разглядывая открывшиеся просторы и наблюдая широкий ход воды. Поняла, что хочу сюда вернуться. Рядовым туристом, чтобы неспешно посетить все те места, которые удалось увидеть и заснять. Потому что Петропавловск открылся мне не просто самой северной точкой на карте Казахстана, а живым организмом, который живет и развивается в ритме истории.
Рита Филатова