Тараз: городской меридиан с историей
Одно из любимейших мест культурного досуга в Таразе – Жамбылский областной театр, передает inbusiness.kz. Более полувека он стоит на пересечении нынешних улиц Абая и Толе би. Здесь гастролируют все знаменитости, приезжающие в Тараз, однако о том, на каком интересном месте стоит театр, догадываются далеко не все.
Вообще, пересечение улиц Абая и Толе би в Таразе – своего рода городской "меридиан", разделяющий различные части города. К западу – новый город, который начал расстраиваться только в 1930-е годы. К востоку – исторический центр древнего Тараза, где сосредоточены все достопримечательности города: мавзолеи Карахана и Давутбека, Тектурмас, Шахристан и Караван-сарай. А к северу и северо-востоку– кварталы времен Аулие-Аты, активно заселявшиеся во второй половине XIX века и начале ХХ века.
Именно на этом месте, своеобразном "меридиане", построили в 1892 году Николаевскую церковь. Тогда в городе счет славянскому и православному населению пошел на тысячи, а в городе был всего лишь один храм – Покровский. Он также был построен из сырцового кирпича, по внешнему виду напоминал мусульманские мавзолеи, но при строительстве явно был рассчитан на короткий срок. И был разобран, когда в городе появилась главная соборная церковь – Николаевская.
Здесь прихожане крестили детей, а представители городской и уездной знати венчались. В общем, жизнь била ключом. Вот что сообщает о храме опись Аулие-атинского уездного управления:
"Николаевский собор построен в 1892 г. из жженного кирпича, покрыт железом, длина здания 38 аршин, ширина 24 аршина, высота 50 аршин. В здании – 4 печи и 2 камина. Дверей наружных – 4 штуки, окон внизу – 12, в куполе 8. Освящен Собор во имя Св. Чудотворца Николая, празднуемый церковью 6-го декабря. На колокольне 7 шт. колоколов, общий вес 180 пудов, 39 фунтов".
Увы, первоначальных ее фотографий не сохранилось. Зато фотообъектив запечатлел то, что стало с церковью уже в 1930-е годы. Согласно большевистскому декрету 1925 года, полной или частичной охране подлежали только церкви, построенные до 1825 года. Понятно, что таких в Аулие-Ате не могло быть в принципе, поэтому так или иначе все церкви города были обречены. После революции Николаевский собор постигла участь большинства храмов, находящихся на территории советской страны. В 1928 году церковь закрыли и переоборудовали в клуб. А в конце 1930-х годов выселили и клуб, переоборудовав бывший храм в пожарную часть.
Именно в это время сделана фотография. Даже для советских времен такая судьба весьма причудлива. Если размещать клубы в храмах – довольно обычная практика, то вот пожарные части в бывших церквах – редкое явление. Что довольно символично. Так и иначе это место связано со спасением людей. Сначала их душ – когда здесь была церковь, а потом тел и имущества – когда тут была пожарная часть.
В 1950-е годы эту площадь начали застраивать. Здесь расположились новые административные здания города, поэтому пожарная каланча была уже неуместна. На тот момент далеко не все помнили, что сносится бывший православный храм.
В 1965 году здесь построили Джамбульский областной театр. В здании играют как казахская, так и русская труппа. Сегодня перед входом театр стоит памятник Аскару Токпанову, известному казахстанскому театральному режиссеру и педагогу. На рубеже 1960-70-х он работал худруком театра. Более того, в те годы этот театр был главной концертной площадкой города. Здесь выступали такие великие звезды как Анна Герман и великий джазовый музыкант Олег Лундстрем вместе со своим оркестром. В общем, и сегодня, в XXI веке. духовная жизнь здесь продолжается. Пускай и в несколько ином виде, чем в те времена, когда тут был храм.
Константин КОЗЛОВ
Фото: Евгении Морозовой и из архива музея-заповедника "Памятники древнего Тараза"