Предварительные результаты исследования ТОО "Улагат Консалтинг Групп" и журнала "Улагатты медицина" демонстрируют наличие излишних свыше 2,6 млн кв. м в первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). И это не предел. Сэкономленные средства могут быть эквивалентны годовой зарплате 10 тысяч врачей.
Как показали расчёты экспертов, на основе данных управлений здравоохранения 11 областей, общая площадь госмедучреждений оценена в 10,7 млн кв. м. Эти площади можно разделить на площадь госмедучреждений, оказывающих услуги по ПМСП (4,1 млн кв. м.), это поликлиники, медпункты и другое. И прочих медучреждений – стационаров, где пациенты лежат в палатах, им производятся хирургические операции и так далее. Текущая статья посвящена площадям госмедучреждений, оказывающих услуги по ПМСП.
Оценивая излишки в площадях медучреждений в ПМСП, можно отметить их весьма высокий уровень. Расчёты сделаны исходя из того, что на приём одного пациента отводится 30 минут, хотя в большинстве и государственных, и частных поликлиник отводится по 15 минут, то есть время заложено со 100% "запасом".
Такой же "запас прочности" использован и при оценке необходимых площадей. Так, размер кабинета врача взят нами в 30 кв. м, хотя зачастую используются кабинеты в два раза меньше. Кроме того, еще 60 кв. м предусмотрены на различные дополнительные помещения – лаборатории, медоборудование и размещение управленческого персонала. С учётом, что в поликлиниках несколько десятков врачей, дополнительные площади составляют сотни и тысячи квадратных метров, что вполне достаточно.
В результате избыточные площади в ПМСП оценены в 2,6 млн кв. м, или 64% от текущего уровня. Реальность и даже консервативность данных оценок подтверждает и практический опыт отечественных предпринимателей в здравоохранении. Например, как отметила в недавнем интервью директор ТОО "Салауатты Астана" Лейла Ишбаева.
"Мы уже сейчас за счёт оптимизации менеджмента обслуживаем 46 тысяч прикреплённого населения на 2,8 тысячи квадратных метрах без особых проблем. Причём, по нашим расчётам, на обслуживание 100 тысяч прикреплённого населения вполне достаточно 5000-6000 квадратных метров", – подчёркивает она.
Для сравнения, государственные медучреждения обслуживают с учётом перегрузок на 1/3 – до 80 тыс. прикреплённого населения (вместо 60 тыс.), но на 22 тыс. кв. м, то есть в три-пять раз большей площади.
Квадратное рабство
Излишние площади медучреждений – это большие расходы. Так, например, начальник Управления здравоохранения г. Астаны Камалжан Надыров в своей презентации "Перспективы развития государственно-частного партнёрства в системе здравоохранения г. Астаны" 2017 г. приводил данные о расходах медучреждений города (более 350 тыс. кв. м) на "клининговые услуги" в более чем 1,3 млрд тенге в год, то есть 3,7 тыс. тенге на 1 кв. м в год.
С учётом расходов на ремонты и коммунальные услуги выходит примерно по 6,9 тыс. тенге на кв. м в год. Умножая на 2,6 млн кв. м, мы получаем 18 млрд тенге. Для сравнения можно привести заработную плату врача-терапевта за 2017 г. – 146,4 тыс., или 1,8 млн тенге в год. Получается, что на сэкономленные деньги можно нанять ещё 10 тыс. врачей. Сейчас в ПМСП работает примерно 44 тыс. врачей, увеличение на 10 тыс. весьма существенно и способно снять вопрос с очередями в больницах.
В целом возникает ситуация инфраструктурной кабалы, когда наше общество тратит огромные суммы на избыточную и ненужную инфраструктуру, а когда доходит дело до зарплат медработникам – денег нет. В итоге зарплаты отечественных медработников составляют лишь 69% от средней по стране, а для сравнения, в странах ОЭСР – 174%, то есть в 2,5 раза ниже в относительном выражении, а в номинальном выражении – в 12,8 раза! Как следствие, у нас не хватает врачей, и отсюда очереди в медучреждениях и в целом качество медуслуг оставляет желать лучшего. А обеспеченные граждане миллиардами тратят средства на медуслуги за рубежом, развивая там медтуризм.
Что дальше?
Проблема с неэффективными расходами в здравоохранении – это общемировая ситуация. Например, Всемирная организация здравоохранения в 2014 г. оценивала бессмысленные потери финансовых ресурсов в здравоохранении своих стран-членов в среднем на уровне 20-40%. Однако от этого легче не становится.
Рассматривая перспективы избыточных площадей в здравоохранении, можно отметить, что они, видимо, будут расти под влиянием технологических изменений. К примеру, можно отметить мобильные приложения к медицинским информационным системам (МИС) с функцией "умный" рецепт.
Дело в том, что бесплатное лекарственное обеспечение на амбулаторно-поликлиническом уровне в нашей стране получают более 3 млн граждан. Но, чтобы получить, пациенты (хронические в том числе) должны были ежемесячно ходить на приём к врачу и получать рецепт. Теперь же, с мобильными приложениями с данной функцией (например, DamuMed и другие), можно ходить в поликлинику не ежемесячно, а раз в квартал. В итоге по мере распространения данной технологии количество подобных посещений в год (до 36 млн), может сократиться в три и более раз. С учётом того, что всего за 2017 г. зафиксировано 109,6 млн посещений в амбулаторно-поликлиническое звено, это достаточно значимо.
Кроме того, развитие телемедицины, а также мобильных медицинских устройств и искусственного интеллекта ведёт к резкому сокращению потребностей в площадях медучреждений. Как отмечает директор крупнейшего поставщика МИС в РК, ЦИТ "Даму", Наталья Киль:
"Не удивлюсь если в течение нескольких лет в поликлиническом звене 50 процентов посещений пациентов будет идти через телемедицину, кроме тех случаев, когда врачу требуется "пощупать" или что-то "предпринять" (нужны физические манипуляции с пациентом)". Получается, что в течение нескольких лет потребности в площадях медучреждений сократятся ещё в несколько раз.
Что делать?
Сокращать требования к площадям текущих медучреждений и строящихся, в том числе по ГЧП. По текущим площадям необходимо менять структуру тарифов Фонда обязательного социального медстрахования (ФОСМС), исходя из, к примеру, не 64% избыточных площадей, а 32%, и последующим снижением до 16% и далее до 0%, а по мере развития телемедицины и далее. Это заставит искать решения владельцев этих медучреждений – акиматы.
На мой взгляд, решений много, начиная от переоборудования излишних площадей под общежития сотрудникам медучреждений до трансформации больниц в лечебно-оздоровительные комплексы. К примеру, президент Н. Назарбаев в своём последнем послании дал поручение о строительстве 100 новых физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК). Каждый из них стоит, судя по отчёту Комитета по спорту за первое полугодие 2015 г., в среднем порядка 200 млн тенге.
Соответственно, излишние площади медучреждений адаптировать под ФОК под определённые виды спорта, которые не требуют высоких потолков: борьба, бокс, теннис, тренажерные залы и т. д. Это сократит расходы медучреждений и позволит их направить на повышение заработных плат работникам, о чём говорит президент, то есть вариантов много.
В целом очевидно, что надо адаптироваться к новым реалиям и прекращать бессмысленно "закапывать" огромные средства налогоплательщиков.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора