Покупка лекарств для казахстанцев стала приносить едва ли не самый серьезный удар по бюджету. Как следствие – по сравнению с первым полугодием прошлого года продажи лекарственных средств значительно снизились как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Об этом свидетельствуют данные исследования, опубликованного группой компаний "Ремедиум" немногим более года спустя после памятной августовской девальвации.
Первое полугодие нынешнего года для казахстанского фармацевтического рынка оказалось едва ли не самым сложным периодом в его новейшей истории. Жизнь в режиме "плавающего" курса осложнила ситуацию и для участников фармрынка, и для потребителей фармпродукции. Как только заканчивались запасы лекарств, закупленных по "старым" ценам, ценники менялись регулярно в сторону повышения. В итоге аптечные продажи готовых лекарственных средств в долларовом выражении по итогам I полугодия 2016 года составили $467,9 млн, это на 32% меньше, чем в I полугодии прошлого года. Количество упаковок лекарств, за тот же период реализованных через казахстанские аптеки, сократилось на 10,5%, с 337,4 млн до 299,5 млн, показатель потребления лекарств на душу населения в I полугодии 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2015 года сократился на 11,4%. Продажи лекарств выросли в тенговом выражении, как отмечают эксперты "Ремедиум", рост составил 26,6%. Как считают экономисты, до восстановления рынка еще далеко.
Спаду эксперты находят ряд объяснений. Во-первых, под влиянием роста цен изменилась структура спроса, и теперь потребитель все чаще отдает предпочтение более дешевым дженерикам. Во-вторых, под влиянием снижения спроса многие зарубежные производители не стали повышать цены в долларах, а некоторые дистрибьюторы и аптеки пошли на сокращение издержек и надбавок. Весной местные производители лекарств подписали меморандум с министерством здравоохранения и социального развития о сдерживании цен до конца нынешнего года.
По словам президента Ассоциации международных фармацевтических производителей РК Вячеслава Локшина, в некоторой степени ценовую чувствительность снижают программы лекарственного обеспечения, реализуемые в рамках государственного объема бесплатной медицинской помощи, но серьезная часть затрат все же ложится на плечи пациентов", - отмечает эксперт.
В Казахстане в рамках введения обязательного медицинского страхования также планируется расширить доступ к обеспечению лекарствами, но как покажет себя в действии новая система, сказать трудно.
Пока же в первой половине года средняя цена упаковки лекарства, продаваемого в казахстанских аптеках, составила 539,2 тенге. По сравнению с январем-июнем 2015 года в долларовом выражении этот показатель уменьшился на 24,1%, а в тенговом, напротив, вырос на 41,5%. Анализируя данные в разрезе регионов, аналитики отмечают, что самая высокая средневзвешенная цена упаковки лекарства зафиксирована в Астане – 712, 4 тенге. В тройке лидеров также оказались Актюбинская область и Алматы, где покупка упаковки лекарств в среднем обходится в 623,9 тенге и 575,9 тенге, соответственно. Такой расклад не удивляет экспертов "Ремедиум", поскольку именно в этих регионах проживает самое платежеспособное население. Меньше всего за среднестатистическую упаковку лекарственного средства платили в первом полугодии жители Восточно-Казахстанской (480,2 тенге) и Павлодарской (476 тенге) областей.
Как следовало ожидать, неизменное лидерство по продажам лекарств как в стоимостном, так и в натуральном выражении удерживают самые густонаселенные регионы – Южно-Казахстанская область, где в I полугодии было продано 43,6 млн упаковок на 23,6 млрд тенге, Алматы (37,6 млн упаковок на 21,6 млрд тенге) и Восточно-Казахстанская область (реализовано 37,2 млн упаковок на 17,8 млрд тенге).
В десятке стран-производителей первое место по объемам продаж в долларовом выражении традиционно занимает Германия с долей рынка в 13,5%, второе место с показателем 10,2% занимает Франция, а на третьей строчке с незначительным отставанием от второго места и долей в 10,1% расположились российские производители. Казахстанские фармпроизводители занимают пятую строчку рейтинга с долей 7,6%, но по мнению экспертов, это не означает, что местная продукция пользуется меньшим спросом – просто цены на нее ниже, что в нынешней экономической ситуации играет важную роль. По словам президента ассоциации "ФармМедИндустрия" Серика Султанова, компаниям, входящим в ассоциацию, в натуральном выражении принадлежит около трети рынка, и эта доля будет расти на фоне того, что в кризис препараты отечественных компаний окажутся более доступны по цене. Локальные производители ведут работу по внедрению стандартов GMP, на соответствие которым сертифицировано 16 производственных площадок, и эти компании модернизируют производство.
Что касается потребительских предпочтений, то по данным "Ремедиум", самой продаваемой и доходной группой лекарств в I квартале были антибактериальные препараты для системного использования, аптечные продажи которых превысили $45 млн. На второй позиции по объемам продаж ($26,6 млн) - препараты для устранения симптомов простуды, а на третьем месте с объемом продаж $25,4 млн – противовоспалительные и противоревматические средства.
Юлия Кузнецова