Отменив или изменив данные требования, можно в значительной степени повлиять на уровень конкуренции на рынке, а значит, и снизить цены. Но обо всем по порядку.
Согласно Правилам и условиям оказания платных услуг в организациях здравоохранения, утвержденным приказом еще Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РК, "цены на платные услуги устанавливаются не ниже тарифа аналогичной медицинской услуги, устанавливаемого администратором бюджетных программ для гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее ГОБМП)". Соответственно, государственные медучреждения должны устанавливать цены на свои платные услуги не ниже, чем установило государство, выше – можно, ниже – нельзя.
Однако гостарифы на медуслуги для ГОБМП, согласно приказу МЗ РК от 26.01.2009 г., рассчитываются исходя из средних значений по стране. Но у нас отмечаются огромные различия по различным регионам страны. Как следствие, подобная "средняя температура по больнице" представляется нелогичной по ряду причин:
- Уровень платежеспособного спроса весьма различен по стране. Например, средние заработные платы по стране колеблются порядка в три раза – со 109,7 тыс. тенге в месяц в Туркестанской области до 320,5 тыс. тенге в Атырауской.
- Уровень операционных расходов медучреждений также весьма различен. Например, отопительный сезон в северных, центральных и восточных регионах порядка в два раз длиннее, чем в южных и западных, и т. д.
- Текущая система не стимулирует медучреждения повышать свою эффективность – снижать себестоимость услуг без потери их качества, чтобы увеличивать продажи услуг населению и предприятиям.
Как следствие, государственные медучреждения оказываются слабоконкурентными на рынке как минимум в 275 млрд тенге. Это сдерживает возможности для, во-первых, снижения цен на медуслуги в целом ряде регионов страны и, во вторых, повышения заработных плат в отрасли за счет увеличения привлечения новых клиентов с платного сегмента рынка медуслуг, а также медтуризма из ближних регионов соседних стран.
В этой связи очевидно, что необходимо изменение текущей ситуации. Вариантов здесь можно выделить несколько, начиная от региональных коэффициентов снижения цен от уровня республиканских цен по ГОБМП до полного отказа от регулирования. Но это уже тема для отдельного, экспертного обсуждения и проработки вопроса. Сейчас важно четко осознать и начать использовать имеющиеся резервы. Ведь на кону такие важные вещи, как качество жизни казахстанцев и конкурентоспособность здравоохранения – второй по численности занятых отрасли в стране.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора