Об инвестировании государством средств на модернизацию колледжей и вузов по 100 наиболее востребованным профессиям сообщил на своей странице в социальной сети аким региона Женис Касымбек.
Когда сейчас наблюдаешь за тем, как министерство образования, с одной стороны, зачищает высшие учебные заведения, а с другой – оно же со страшной силой развивает среднее профессиональное образование, поневоле вспоминаешь бессмертного Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
А применительно к настоящему моменту – две его нетленные сказки: "Дикий помещик" и "Как один мужик двух генералов прокормил".
В последнее десятилетие прошлого века рабочие профессии перестали быть престижными, и образцами для подражания, исполняя цыганочку с выходом, вдруг стали юристы, экономисты и прочие эффективные менеджеры широкого профиля.
Все хотели быть представителями элитки, не желая выглядеть a la moujik, или, еще хуже, a la kolkhozien. А уж когда пошел разговор о грядущей цифровизации всего и вся, о временах, когда от мужика даже запаха мякины и овчины не останется, то уже полцарства (большая половина) желала дышать чистым-пречистым воздухом и на немужицкой работе "нежить свое тело белое, рыхлое и рассыпчатое". И только простые нефтяники, электрики, слесари-механики и прочая "рабочая кость" тихо посмеивались. А вот сантехники хохотали в голос.
Через четверть века вдруг оказалось, что и генералы, и помещики, и статские советники, и даже захудалый специалист районного акимата Акакий Акакиевич замерзают без работников котельной, прыгают аки кузнечики вокруг фонтанирующего унитаза и бьются в падучей от того, что не могут зарядить свой айфон ввиду отсутствия электроэнергии в сети. И все потому, что простой moujik Вася/Берик/Сагадат не вышел на работу.
В срочном порядке в стране профтехобразование сделали бесплатным. Немедленно стали внедрять "привезенное" из-за границы дуальное образование, стыдливо умалчивая, что дуализм теории и практики изначально был заложен в советской школе профессионально-технического образования.
Да и знаменитый сейчас, прости Будда, WorldSkills есть не что иное, как конкурсы профессионального мастерства, которые начинались в каждом ПТУ, выходя на уровень города, области, республики, а затем и всей страны. Кстати, самой системе "Государственных трудовых резервов", а именно так она изначально называлась, 2 октября исполнилось 80 лет.
Ну а KOMPETENZZENTRUM, или странно воспринимаемый на слух "Центр компетенций", есть не что иное, как сплав теоретиков (ученых, преподавателей, студентов) с производственниками для решения конкретной задачи.
На Карметкомбинате, например, в техническом отделе существовал научно-исследовательский сектор, который заключал договоры с заводом-втузом и создавал временные коллективы как раз на разработку или внедрение определенных проектов.
Если вернуться в год 2021-й, то нужно отметить, что нынешнее – "назад в будущее" – движение профтехобразования происходит достаточно хорошими темпами. Но, повторюсь, с иностранными лейблами Made in zagranitsa.
Например, в Карагандинской области на развитие рабочих профессий выделили целых 4 млрд тенге.
"С каждым годом возрождается престиж рабочих профессий, в особом почете развитие навыков мастерства. Основная цель – модернизация колледжей и вузов по 100 наиболее востребованным профессиям и внедрение международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. Центры компетенций готовят не только наемных работников, но и предпринимателей, помогая учащимся разрабатывать бизнес-проекты, открывать свои предприятия", – сказал аким региона Женис Касымбек во время посещения одного из учебных заведений.
К концу текущего года 15 колледжей области, обучающих студентов по таким направлениям, как транспорт, сельское хозяйство, строительство, легкая промышленность, сервис и другие, будут участвовать в проекте "Жас маман". Основная его цель, как и говорилось выше, – модернизация колледжей и вузов.
Уже сейчас 68 мастерских оснащены современным оборудованием из США, Германии, Италии, Швеции, Австрии, Финляндии и Франции. Причем весь перечень оборудования сформирован с учетом стандартов WorldSkills и на основе предложений работодателей и Палаты предпринимателей. А 190 преподавателей указанных колледжей прошли обучение и получили сертификаты.
Выпускник Карагандинского технико-строительного колледжа Владимир Сарганов, получив профессию газоэлектросварщика, остался в учебном заведении преподавать.
"Сейчас здесь современное оборудование, учиться на нем очень интересно. Раньше у нас было старое оснащение, и, когда мы приходили на практику на предприятия, нам приходилось переучиваться, потому что на производстве было уже новое. А сегодня у нас все есть, поэтому мы быстрее вникаем на практике в рабочий процесс" – отметил он.
Центр компетенций в этом колледже занимает 8,5 тыс. кв. метров, в нем 17 мастерских и 8 лабораторий.
"Во всем мире тренд такой, что в первую очередь новейшее оборудование устанавливается в колледжах, чтобы студенты могли обучаться на том, на чем они будут работать через несколько лет. У нас прекрасная база, и региональный WorldSkills проводится на нашей базе", – говорит директор технико-строительного колледжа Светлана Балабекова.
В планах карагандинского профтехобразования новые программы обучения с учетом международных профессиональных стандартов, подготовка более 400 педагогов с дальнейшим повышением квалификации и прохождение международной аккредитации.
Фото Дмитрия Кузмичева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора