Так считает бывший топ-менеджер "АрселорМиттал Темиртау", который успел поработать еще на государственном Карагандинском металлургическом комбинате. На условиях анонимности (в компании работают его родственники) он поделился своим мнением о судьбе комбината:
"Самое плохое в нынешней ситуации, что даже если национализировать предприятие или передать другому собственнику и начать масштабную модернизацию - оборудование, а также здания и сооружения комбината и шахт еще несколько лет будут "сыпаться"", - считает источник.
Поводом для беседы с ним послужило недавнее происшествие на комбинате, когда обрушился газопровод. Вот что в тот же день по этому поводу собеседник написал автору:
"Упало 50 метров газохода прямого коксового газа d2200 мм от коксовых батарей до химии, в очень неудобном месте. Сейчас пробуют запустить резервную схему, но это очень трудно и неизвестно, сколько по времени, а потом будут восстанавливать обрушившийся участок. В данное время две коксовые батареи работают с выбросом в атмосферу. До аварии и так с большим трудом обеспечивали потребителей комбината коксовым газом, сейчас обеспечиваем только на 25-30%. Весь прокат от ЛПЦ-1 до ЛНГЦ пока будет курить".
Нынешняя авария напомнила автору взрыв на газопроводе 10 ноября 2018 года, после которого комбинат "кашлял" еще почти целый год.
Скриншот из статьи "Это уже не звонок Митталу. Это набат"
Сразу же комиссия во главе с руководителем комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР Алмаса Батанова начала свою работу. Она должна была обнародовать результаты 10 декабря – через месяц после взрыва на газопроводе. Однако же срок расследования продлили до 26 декабря 2018 года.
Но и спустя полтора месяца после аварии ни комиссия, ни "АрселорМиттал Темиртау" не были готовы что-то рассказать о происшествии.
Тем не менее inbusiness.kz стало известно, что 26 декабря акт расследования причин аварии все же был подписан. А вот результаты расследования так и остались тайной.
9 января 2019 года в мажилисе Альберт Рау огласил депутатский запрос к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву. Ниже выдержки из него.
Необходимо отметить, что к таинственности со стороны "АрселорМиттал Темиртау" журналисты давно уже привыкли. А вот "молчание ягнят" со стороны уполномоченного госоргана - комитета промбезопасности - было по меньшей мере странным.
Но это были не все странности. Как тогда подтвердили inbusiness.kz сразу несколько источников, не все члены комиссии, подписавшие 26 декабря 2018 года акт расследования причин аварии, имели на руках свой экземпляр документа.
Однако депутатский запрос Альберта Рау 9 января произвел эффект, и уже 10 января департамент индустриального развития и промышленной безопасности Карагандинской области одноимённого комитета МИИР провел в Темиртау внезапную пресс-конференцию.
И вот на ней выяснились удивительные вещи.
Скриншот из статьи "Промбез "сшил дело" "Арселору" из семи томов"
То есть за техническим состоянием газопроводов "Арселор" смотрит сам, и никто ему в этом деле не указ. С 2014 года и по настоящее время. И вот что об этом говорит еще одни наш источник - действующий сотрудник компании:
"Раньше на комбинате были самые сильные специалисты по техническому надзору за состоянием грузоподъемных механизмов, зданий и сооружений, котлов и трубопроводов. Они были на порядок выше тех, кто сейчас работает в частных организациях.
Сейчас на комбинате за зданиями и сооружениями надзирают всего четыре человека с очень урезанными полномочиями: они могут только проверять исполнение рекомендаций, что выдают частные экспертные фирмы. А уровень нынешних "экспертов" на два порядка ниже тех, кто работал на заводе до 2010 года.
Комбинатовский технадзор, что следил за грузоподъемными механизмами, так вообще реальный ужас наводил на начальников цехов, и был грамотнее даже городского надзора. А сейчас всё."
Ну и продолжим разговор с бывшим топ-менеджером "АрселорМиттал Темиртау", который, к слову, вторит предыдущему собеседнику:
"Миттал довел предприятие до точки невозврата и высосал всё, что мог. Ты сам об этом десятки раз писал. Что стало с центральной заводской лабораторией, в структуре которой было много подразделений? Например, была такая лаборатория дефектоскопии, которая проверяла узлы, дефектовала сварные швы специальными приборами, в том числе и газоходы. А что сейчас? Вот стоит 30 лет газоход, галерея, которые по очереди падают. Нужно оценить их техническое состояние, что-то усилить, отремонтировать, заменить. А ведь это сделать некому! Лабораторию дефектоскопии необходимо восстановить до прежнего количества и качества, и начать обследование комбината и шахт!"
Автор за неполных 7 лет сотрудничества с Atameken Business, работая "в поле", написал более двухсот статей, в которых так или иначе фигурирует "Арселор". Их основной лейтмотив: "Когда же на предприятии будет порядок, а его верхушка начнет соблюдать законы Республики Казахстан?".
"Наверху" эти вопросы, будь он в ранге вице-министра МИИР, или депутата мажилиса, ставил Альберт Рау.
К слову, один из его последних запросов 17 марта 2021 года касался как раз именно технического аудита "АМТ".
Но кабмин на такие запросы всегда отвечал в стиле: "Вопросы деятельности "АрселорМиттал Темиртау" всегда находятся в поле зрения правительства".
Inbusiness.kz стало известно, что на прошлой неделе правительство наконец-то подписало контракт на экологический аудит предприятия, который должен показать, какой ущерб нанес окружающей среде Миттал с 1995 года. Само собой, будут учтены все разрешения на выбросы, выданные ему ранее.
Хорошо бы еще новому министру экологии разгрести авгиевы конюшни внутри своего ведомства, доставшиеся ей по наследству.
А вот на счет аудита технического пока ничего не слышно.
Да и тема развода с Митталом как-то приутихла.
Пока слышно только об авариях и смертях на "АрселорМиттал Темиртау".
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора