Обвал здравоохранения, или Деньги для врачей

25748

Система здравоохранения страны вплотную подошла к полному параличу.

Обвал здравоохранения, или Деньги для врачей

Медработников, желающих работать с таким уровнем рисков и компенсаций, сильно не хватает. Но лечат не "стены" или медоборудование, а медработники. Простое увеличение финансирования отрасли особых результатов не даст. Необходимы системные меры по изменению "правил игры" в отрасли.

Становится все более очевидным, что коронавирусной инфекцией (КВИ) переболеет большая часть населения страны. Соответственно, продлится это явно не несколько месяцев, а гораздо дольше, и весь этот период расходы на здравоохранение надо будет существенно увеличивать.

Однако, как показывает анализ, выполненный нашей компанией, деньги, выделяемые на здравоохранение в последние восемь лет, все больше уходят мимо медработников. Так, с 2011 по 2018 г. госрасходы на медуслуги (т. е. без учета расходов на лекарства или медтехнику) выросли в 2,1 раза (с 459 млрд тг до 955 млрд тг), а, например, по зарплатам в отрасли – лишь в 1,7 раза, а среднего медперсонала и того меньше – в 1,2-1,3 раза (таблица). В итоге в долларах мы видим обвал заработных плат почти на 40-50%!

Причина того, что деньги уходят мимо медработников, в быстром раздувании немедицинского персонала. Наши расчеты показывают, что если в 2011 г. на него уходило 9,5% расходов на оплату труда, то в 2018 г. уже в три раза выше – 29%. В номинальном объеме они выросли более чем в пять раз – с Т23 млрд в 2011 г. до Т123 млрд в 2018 г.

О ком идет речь? Прежде всего об административно-управленческом персонале (АУП) – топ-менеджменте, отделах госзакупок, бухгалтеров, юристов и т. д. Их сокращение несет двойной позитивный эффект за счет оптимизации:

  • прямых расходов на заработные платы и содержание "раздутого" штата;
  • косвенных – "коррупционных" в виде завышенных цен или ненужных закупок и расходов для получения коррупционной ренты.

В итоге дополнительные вливания госсредств уходят на бесконечное раздувание немедицинского штата и его заработных плат и/или разворовывание через завышение цен на непонятные ремонты, закупки медтехники (в т. ч. ненужной) узкой группой госменеджеров – главврачами, начальниками управлений здравоохранения и замакимами, курирующими социальную сферу.

Выход из текущей ситуации кажется весьма простым – введение четких нормативов по доле расходов на оплату труда в общем объеме (к примеру, на уровне 55-60%) и доле расходов на оплату труда медицинскому персоналу в общих расходах на оплату труда (на уровне не менее 85%).

Однако для реализации этих требований, исходя из международного опыта[1], необходима централизация данных служб, т. е. в больницах останутся лишь специалисты, которые будут принимать бумажные документы, сканировать их и отправлять в управляющую компанию. Эти управляющие компании кардинально отличаются от идеи создания нового национального оператора в области здравоохранения в лице ТОО Turar Healthcare. Прежде всего целью создания – не строительство и управление новой сетью госбольниц (даже на условиях государственно-частного партнерства – ГЧП) за несколько сотен миллиардов или даже триллионов тенге, а наоборот – оптимизация немедицинских расходов по текущим государственным медорганизациям для высвобождения ресурсов в здравоохранении на повышение заработных плат медработникам. Подходом в реализации – не один монополист на всю страну, а региональные компании, которые можно сравнивать между собой, частными игроками и т. д., что создает здоровую конкурентную среду и позволяет учитывать региональные особенности, а значит, выступать залогом успешности проекта.

В целом очевидно, что наша страна и здравоохранение, как регулярные войска, столкнулись с мощнейшим вызовом с 1990-х годов. Но, в отличие от 1990-х годов, "цена ошибок" сейчас ввиду коронавируса и в целом угрозы пандемий, будет намного выше. Поэтому важно грамотно использовать те очень ограниченные ресурсы, что у нас есть. Иначе осень будет не просто суровой, а смертельной для многих.


[1] Hospital reforms in 11 Central and Eastern European countriesbetween 2008 and 2019: a comparative analysis, K. Dubas-Jakóbczyka, T. Albrehtb, D. Behmanec, L. Bryndovad, A. Dimovae, A. Dˇzakulaf,T. Habichtg, L. Murauskieneh, S.G. Scînteei, M. Smatanaj, Z. Velkeyk, W. Quentinl, Health Policy 124 (февраль 2020 г.).

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться