С прошлого года в Казахстане действует госуслуга "Регистрация на прижизненное добровольное пожертвование тканей, части тканей или органов после смерти в целях трансплантации". Свое согласие можно зарегистрировать в поликлинике по месту жительства или в районной больнице, если вам исполнилось 18 лет, но не более 65.
В европейских странах к вопросу трансплантации подходят прагматично, не ожидая милости от природы.
"Я проходил обучение в Латвии. Там нас учили, как координировать работу с донорами. У них все на отличном уровне, донорством там начали заниматься еще в советское время, тайно. В Латвии хорошо отлажена работа по пересадке почек. Надо сказать, что в европейских странах разное отношение к донорству. Например, в Бельгии каждый гражданин при жизни должен определиться, готов ли он стать донором. И если отказнику самому потребуется в какой-то момент пересадка органа, то получит отказ, так как в свое время не изъявил желание. Там считают, если человек не согласен отдать свой орган другому, то почему ему должны его дать? В некоторых странах, где узаконена эвтаназия, органы этого человека могут быть переданы для трансплантации. Думаю, это хорошо, подарить кому-то жизнь", - высказал свое мнение с abctv.kz региональный координатор по трансплантологии Дмитрий Потеребух.
Трудный шаг
На 1 января нынешнего года в Казахстане 3314 жителей страны находятся в листе ожидания на пересадку органов. Цифра эта меняется: кому-то пересадили, а кто-то не дождался. Начиная с 2012 года зарегистрирован 61 случай мультиорганного донорства, из них на Павлодар приходится 5. За каждым стоит чья-то жизнь и сложное решение.
"17 апреля к нам в больницу экстренно доставили 37-летнюю жительницу одного из районов Павлодарской области с инсультом. Врачи боролись за ее жизнь, в том числе провели операцию на головном мозге, но 19 апреля у пациентки зафиксировали смерть головного мозга. В тот же день врачи побеседовали с мужем и братом женщины, и те после раздумий дали согласие на донорство. У пациентки изъяли печень, почки, сердце и склеры. Сердце пересадили в этот же день 33-летней женщине из Астаны, одну почку получил 13-летний подросток, вторую – 53-летний мужчина", - рассказал заместитель главного врача городской больницы № 1 Ермек Кучуков.
Немаловажен тот факт, что такое предложение для родственников не было неожиданностью. Давая согласие, они резюмировали: "Если врачи уже ничем ей помочь не могут, то пусть она поможет тем, кто в ней нуждается". Без матери осталось четверо детей.
Первооткрывателем темы донорства в Павлодаре стала 37-летняя Олеся Пушкина, у которой случился инсульт, и ее мать дала добро на пересадку органов. По информации медиков, сердце умершей пациентки пересадили 62-летнему мужчине, печень и почки – двум женщинам. К слову, обладатель нового сердца, житель Алматинской области, записал видеообращение, разместив его в соцсетях, к родственникам умершей павлодарки, которая стала для него посмертным донором. Со словами благодарности.
Религия не препятствие
Как свидетельствует статистика, вероисповедание не становится препятствием в принятии решения, которое делают родственники, когда медики констатируют смерть головного мозга их близкого человека. Из пяти таких случаев в Павлодаре трое были христиане, двое – мусульмане.
"Мы работаем сообща с религиозными деятелями, потому что родственники часто идут в церковь или мечеть посоветоваться. Религия не запрещает", - говорит заместитель главного врача.
Если говорить о стране в целом, то, по информации Дмитрия Потеребуха, в этом процессе не участвует юг Казахстана. "В этом году впервые в Кызылорде был зафиксирован факт посмертного донорства".
Впрочем, для людей, теряющих близкого человека, сложно принять такое решение. По информации медиков, в этом году в Павлодаре был один случай, когда родственники отказали в изъятии органов. В прошлом году – два отказа.
"Как только мы диагностируем смерть головного мозга у пациента, с этого момента государство заканчивает оплачивать дальнейшую работу медиков и клиники, то есть мы проводим донацию за свой счет, а при этом мы поддерживает его жизнедеятельность день-два. Больница несет убытки. Такой вот бюрократический нонсенс. Но мы идем на это", - говорит Ермек Кучуков.
На сегодня в листе ожидания находятся 95 жителей Павлодарской области, основная потребность – почки, 10 – донорская печень, трое из ожидающих – дети.
Марина Попова,Павлодар