Сейчас в стране работают 76 443 доктора. Всего в Казахстане на текущий момент имеется 262 200 медицинских работников, включая 185 757 специалистов среднего звена, передает inbusiness.kz.
Для сравнения – по данным за позапрошлый год, в стране работали 253 883 медработника, включая 74 046 врачей.
Кадровый голод за это время удалось немного утолить, но вот полностью снять проблему дефицита пока не получается. Пандемия ее даже обострила – в конце прошлого года в минздраве заговорили о нехватке почти 4 тыс. врачей различных специальностей, включая инфекционистов, анестезиологов-реаниматологов, пульмонологов, эпидемиологов.
На селе дела похуже
Примерно месяц назад депутаты мажилиса парламента РК от фракции партии AMANAT обратились с запросом к вице-премьеру страны Ералы Тугжанову, в котором обозначили, что проблема кадрового дефицита в сельской местности видна более отчетливо. Сейчас почти в каждой районной больнице не хватает неонатологов, педиатров, кардиологов, лор-врачей, других специалистов, говорят они.
"К примеру, врач общей практики не может консультировать детей в роддоме, дежурить в педиатрическом отделении, потому что его готовят только для поликлиники. Сейчас, чтобы стать узким специалистом, необходимо закончить резидентуру от двух до четырех лет", – отметили депутаты.
Кстати, депутаты мажилиса уже не раз поднимали перед правительством проблему нехватки медкадров, особенно в сельской местности. В ответ они слышали, что постоянно увеличивается число грантов в медицинские вузы. Но молодые кадры "созреют" только через шесть-семь лет, и не факт, что поедут на село, а лечить людей нужно уже сейчас. Что же делать?
Никакой мотивации
Еще одна проблема сельского здравоохранения, приводят свои доводы депутаты, – это централизация службы скорой медицинской помощи. Сейчас ее сосредоточили в областных центрах, за исключением Семея. Вопросы финансирования, транспортных услуг, обучения решают там без учета территориально-географических особенностей областей и их протяженности. И стало обычным явлением, когда пациенты звонят диспетчерам "103", которые находятся от них за тысячу километров, и те решают, кто же будет оказывать медицинскую помощь, скорая из областного центра или этого района?
"Например, поступает вызов на "103" из населенного пункта за 40 километров от районного центра, где находится станция скорой помощи. У больного – инсульт, а это первая категория сложности вызова, – приводят свои доводы мажилисмены. – Машина должна доехать за 10 минут. Конечно, это нереально, и вызов перекидывают на сельскую врачебную амбулаторию. Они оказывают экстренную помощь и увозят в ЦРБ. Из-за этой переадресации вызовов увеличивается нагрузка на районную медицинскую службу. Они бросают свою работу, едут на вызов вместо скорой помощи. Но самое интересное, что за эту услугу деньги получит скорая помощь. В чем здесь мотивация сельского здравоохранения?"
Вопросы разные – ответы прежние?
В своем недавнем ответе на депутатский запрос Ералы Тугжанов сообщил, что проблему дефицита частично удалось решить трудоустройством новых медицинских кадров. К примеру, в прошлом году 96% выпускников организаций образования и науки пошли работать практикующими специалистами, а в 2020 году таковых набралось 43%.
"В разрезе специальностей трудоустроено: врачей общей практики – 1611, акушеров-гинекологов – 98, анестезиологов-реаниматологов – 95, кардиологов – 71, неонатологов – 53, педиатров – 28 и других, что на 50% покрывает имеющийся дефицит кадров", – отметил Ералы Тугжанов.
При этом наибольший дефицит врачей наблюдается в таких областях, как Костанайская, где не хватает 396 человек, Западно-Казахстанская – 284, Акмолинская – 259, Алматинская – 255 человек.
Вице-премьер подтвердил, что для снижения дефицита узких специалистов минздрав РК ежегодно размещает государственный заказ. Помимо этого, медработникам дают возможность получить дополнительные компетенции – навыки к основной специальности, пройдя обучение на сертификационных курсах в объеме не меньше 300 академических часов. Варианты обучения включают в себя частичный отрыв от работы либо "дистанционку."
Именно благодаря этим мерам, заявил Ералы Тугжанов, удалось снизить дефицит узких специалистов на селе на 21%, с 670 человек в 2020 году до 542 человек в 2021 году. В том числе по педиатрии – на 19,6%, неонатологии – на 10,4%, кардиологии – на 66,7%.
Также Ералы Тугжанов заверил депутатов, что единая автоматизированная система управления вызовами позволяет передать "тревожный звонок" для обслуживания бригаде районного отделения скорой медицинской помощи (СМП). В труднодоступных населенных пунктах создают дополнительные подстанции, отделения областных СМП.
"В Алматинской области в связи с большой площадью обслуживания (80% жителей области проживает в сельской местности) для своевременного доезда увеличено количество дислокаций с 39 до 82, а управление здравоохранения приобрело там в лизинг дополнительно 45 автомашин для оказания помощи в отдаленных районах", – привел он пример.
Также скорую медицинскую помощь в отдаленных пунктах оказывают с помощью санитарной авиации. В составе станций СМП функционируют Call-центры для оперативной связи со службами органов внутренних дел, гражданской защиты населения регионов, подстанциями, отделениями СМП, приемными отделениями медицинских организаций. Кроме того, станции СМП оборудованы автоматизированной системой управления по приему и обработке вызовов. Это так называемая GPS-навигация.
Описав все преимущества действующей ныне системы СМП, Ералы Тугжанов, тем не менее, информировал, что министерством здравоохранения поручено специальной рабочей группе рассмотреть-таки вопрос децентрализации скорой помощи. Так что реформы продолжаются.
PS: Кстати, служба скорой медицинской помощи республики насчитывает 18 самостоятельных станций, 103 городские подстанции, 283 районных отделения. В областных и городских станциях СМП функционируют 1465 выездных бригад скорой медицинской помощи, из них врачебных – 287, что составляет 19,6%, фельдшерских – 1178, а это 80,4%. По итогам 2021 года отмечается увеличение количества вызовов на 15,1%. Доля вызовов, выполненных с опозданием, уменьшилась и составила 4,3%. По итогам 2020 года этот показатель был равен 5,6%. Показатель догоспитальной смертности за 12 месяцев 2021 года уменьшился на 0,01% и составил 0,47%.
Ольга Ушакова