В связи с этим в обществе появилось понятие "потребительский активизм", который находит свое выражение в повышенном интересе у самих потребителей к происхождению и составу покупаемой продукции или услуги, экологическим и социальным условиям производства, социальной ответственности производителей и способах утилизации товаров. Это своего рода реакция общества на угрожающее состояние окружающей среды. Иными словами, сами потребители становятся более требовательными и требуют от производителей соблюдать нормы и стандарты производства, охранять окружающую среду.
Этот социальный феномен явился ответом на возрастающее беспокойство населения относительно экологических и социальных проблем планеты. Покупатели теперь все больше обращают внимание на то, как, кем и из чего произведен продукт, не наносит ли он ущерба окружающей среде, насколько натуральные ингредиенты содержатся в продуктах, и это неудивительно, так как экологические угрозы становятся все более реальными.
Ключевое место в этой тенденции занимает адвокация (advocacy), ее не надо путать с деятельностью адвоката на суде, хотя принцип работы схожий. Адвокация – это термин из практики общественных организаций, означающий регулярную коммуникационную работу или кампанию, направленную на защиту прав и интересов определенной социальной группы или продвижение каких-то общественных интересов. В западных странах адвокацию очень успешно используют общественные организации. А в последние годы адвокацию с целью защиты прав потребителей начали использовать сами потребители. Развитие социальных сетей придало импульс этому движению, и инфлюенсеры, лидеры мнения, блогеры, обычные пользователи начали сами, опираясь на своих подписчиков, уделять внимание тем или иным вопросам, и большая часть поднимаемых проблем касается прав защиты потребителей.
Для того чтобы объяснить, как работает данный феномен, приведу пример, связанный с дефицитом медицинских препаратов в нашей стране. В Казахстане буквально недавно остро встал вопрос нехватки лекарств и медицинских изделий. В аптеки практически не было новых поставок, а потребители, у которых дома были заболевшие члены семьи, родственники, начали в массовом порядке скупать имеющиеся препараты. В результате возникли дефицит лекарственных препаратов, повышение цен и панические покупки в период карантина. Сложившаяся ситуация заставила вмешаться президента и правительство, которые организовали поставку необходимого в аптеки, хотя их дефицит до сих пор существует и многие все еще жалуются.
Большую роль в этом процессе сыграли именно сами потребители во главе с Лигой потребителей Казахстана, которые в социальных сетях начали требовать защиты нарушенных прав, организации поставки лекарств, предотвращения увеличения их стоимости. Это и есть яркий пример потребительского активизма с ипользованием такого инструмента, как адвокация.
Таких примеров и трендов, когда потребители действуют совместно с общественной организацией, масса. Одним из трендов является рост интереса потребителей во всем мире к экологически чистой продукции, целью которой является создание более устойчивых продовольственных систем и стимулирование этичного потребления. С одной стороны, потребность в таких товарах и услугах уникальна, с другой – потребительское поведение покупателей определяет настоящее и будущее "зеленой экономики". Выбирая экологически чистые продукты, потребители стремятся защитить окружающую среду. Этот тренд особенно актуален среди молодых потребителей. Или возьмем, к примеру, сегмент потребительских товаров первой небходимости, включая электронные сигареты, про которые много противоречивой информации. Потребители сами должны быть вовлечены в получение правдивой информации про такие товары, оценивать, насколько данные изделия снижают вред от курения, изучать информацию про принцип работы и влияние таких девайсов.
Однако потребительский активизм не должен только возникать ввиду каких-то проблем и угасать после решения вопроса. Государство должно использовать потенциал потребительского активизма. Согласно докладу Организации Объединенных Наций, пандемия коронавируса вызовет самый сильный экономический спад, и по мере того, как этот беспрецедентный кризис охватывает весь мир, правительства всех стран должны вовлекать активных потребителей и потребительские организации для поддержки наиболее уязвимых потребителей, которые больше всего страдают от пандемии.
С помощью активных потребителей и потребительских организаций правительства могут мониторить ситуацию, идентифицировать самые актуальные социальные проблемы, выслушать мнение потребителей, узнать, как можно помочь, а также сплотить их для решения социальных проблем наиболее уязвимых слоев населения. Или, к примеру, возьмем вопрос социального дистанцирования и соблюдения санитарных норм. Одно дело, когда государство всех призывает соблюдать социальную дистанцию и санитарные нормы, а другое дело, когда само общество, активные члены общества требуют это от других, повышают общую сознательность. Вовлечение граждан в этом случае намного эффективнее, чем просто коммуникация со стороны государства.
Таким образом, несмотря на то, что правительства всех стран мира приняли совершенно разные подходы к сдерживанию пандемии коронавируса и сталкиваются с различными проблемами на местах, нужно использовать потенциал потребителей, вовлекать их в процесс защиты прав самих потребителей и социально уязвимых слоев населения.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора