Объем розничной торговли в Казахстане в 2017 году достиг 8,8 трлн тенге, подсчитало Министерство национальной экономики (МНЭ) РК. Из них на рынок электронной коммерции пришлось продаж на 215 млрд тенге, из которых 106 млрд – покупки в казахстанских интернет-магазинах, заявили в АО "Казпочта".
Причем эти цифры касаются исключительно товаров, но не услуг (билеты на самолеты, концерты, онлайн-платежи). Лидером в предпочтениях казахстанцев является китайская площадка Aliexpress – ежемесячно наши граждане совершают покупки в данном интернет-магазине на 12 млн долларов, что на 20% больше, чем год назад.
Также растет количество доставленных посылок по стране. По данным оператора почтовой связи, если в 2016 году было 15,3 млн посылок, то в 2017 году рост показал 43% и составил 21,9 млн посылок.
Большая часть онлайн-торговли в стране, порядка 60%, приходится на так называемые электронные представительства компаний, в частности по продаже авиа- и железнодорожных билетов: Air Astana, SCAT, "КТЖ".
"В основном люди чаще покупают через Интернет услуги, чем товары, так как проблема логистики до конца не решена. Поэтому большая часть представлена интернет-сервисами", – говорит президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) Константин Горожанкин.
В целом доля онлайн-торговли от всего ритейла составляет примерно 2,4% от общих продаж. Тем не менее, сравнивая статистику с соседними Россией и Китаем, где рынок e-commerce переживает настоящий бум, рано говорить о том, что в Казахстане созданы все условия для развития рынка электронной торговли.
Для стимулирования рынка в новом Налоговом кодексе, вступившем в силу с 1 января 2018 года, введены налоговые льготы для электронной торговли в части отмены подоходного налога. Как пояснил главный эксперт Управления администрирования физических лиц Комитета госдоходов Кайрат Алин, при этом необходимо соблюдать несколько условий:
"Расчеты за товары должны производиться безналичным способом, договор должен быть заключен в онлайн-режиме, необходимо наличие собственной службы доставки".
При этом доходы от осуществления электронной торговли должны составлять не менее 90% совокупного годового дохода и осуществляться безналичным платежом. Однако данные правила не способствуют развитию интернет-торговли, считает президент АКИБ.
"По этому правилу 90% оплаты товаров должно проходить через Интернет. Если бы это были интернет-сервисы, то мы могли бы достичь данного показателя, пользователи привыкли платить за билеты через Интернет. Но, когда идет речь об интернет-магазинах, как правило, люди расплачиваются наличными при доставке товара. У крупнейших интернет-магазинов редко оплата через Интернет составляет больше 10%. Данная льгота была сделана как PR-ход, а не реальная поддержка интернет-магазинов", – говорит эксперт.
Отчасти эти данные подтверждает статистика Комитета госдоходов. С 7 марта этого года началась регистрация интернет-магазинов для получения данных льгот. По прошествии почти месяца их количество составило всего 50 налогоплательщиков. Это довольной низкий показатель, учитывая, что, по данным ведомства, в стране зарегистрировано порядка 3 тыс. интернет-магазинов.
Кроме эффективного механизма стимулирования, развитию рынка мешают поведенческие привычки. Население в большинстве своем не привыкло покупать товары в Сети и не до конца доверяет интернет-магазинам. Еще одним стоп-фактором являются банковские барьеры: большое число карт закрыты для интернет-транзакций. Для снятия ограничений необходимо идти в банк, открывать карту для транзакций, а это дополнительные действия, которые создают барьер.
По мнению Константина Горожанкина, в 2017 году знаковыми событиями на рынке электронной коммерции Казахстана стало открытие рынка Узбекистана, связанного со сменой руководства в соседней республике. Казахстанские интернет-магазины и сервисы стали смотреть на узбекский рынок. За прошлый год Tiketon открыл представительства в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане. Большой интерес к Узбекистану – у группы Сhoco, интернет-аптеки 103.kz.
О трендах на 2018 год глава Ассоциации интернет-бизнеса прогнозирует, что в течение года казахстанские магазины запустятся в странах Средней Азии.
"На самом деле очень мало казахстанских предприятий могут экспортировать свои мозги за рубеж. Интернет-сегмент – один из первых", – резюмировал спикер.
Майра Медеубаева