Свободу потребителя нельзя ограничивать

Защита интересов потребителей направлена на ликвидацию объективного неравенства, существующего в отношениях потребитель – поставщик.

Свободу потребителя нельзя ограничивать

По сути, потребители – это мы все, самая большая экономическая группа, которая влияет практически на каждое государственное и частное экономическое решение. На долю потребителей приходятся две трети объема потраченных средств в экономике, и, несмотря на это, мы остаемся единственной значимой группой, чьи интересы и взгляды часто не учитываются.

Эпидемия коронавируса существенно повлияла на образ жизни казахстанцев, изменив структуру потребления, поведение и стратегии компаний. Меняются перспективы развития различных рынков, часть товаров и услуг становятся невостребованными, а бизнес несет серьезные убытки. При этом офлайн-бизнес стал активно использовать онлайн-технологии.

Весной этого года в условиях чрезвычайной ситуации и карантина продажа товаров онлайн стала практически единственным каналом реализации как для крупных, так и для средних магазинов. На горячую линию Ассоциации лиги потребителей Казахстана" поступило более 6 тыс. обращений и жалоб на качество услуг и товаров, по поводу отсрочки выплат по потребительским кредитам, по условиям возврата товаров в интернет-магазины, ремонту электробытовой техники с гарантированным обслуживанием, медицинским услугам, фармацевтическим товарам, жилищно-коммунальным выплатам и др.

Таким образом, мы видим, что в новых реалиях возникла потребность в изменении регуляторных инструментов по защите прав потребителей. Радует то, что правительство обратило на это внимание и разрабатывает план мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей.

В рамках селекторного заседания правительства под председательством премьер-министра РК Аскара Мамина в прошлом месяце он подчеркнул, что казахстанская система защиты прав потребителей должна учитывать передовой зарубежный опыт, где выстроена четкая вертикаль взаимодействия: потребитель – общественное объединение – государство.

Считаю, что для выстраивания такого взаимодействия необходимо:

  • Во-первых, укрепление доверия между потребителем и бизнесом, поддержка малых и средних предприятий со стороны правительства.
  • Во-вторых, НПО должны начать выступать в качестве субъектов досудебного урегулирования споров между потребителем и поставщиком, как это организовано в Австрии, Германии и Японии. Там существуют общественные объединения, которые созданы для минимизации участия государства в разрешении потребительских споров. Их деятельность финансируется за счет государственных средств.
  • В-третьих, общими усилиями государства и общественного объединения обеспечивать потребителю возможность следовать новым трендам потребления. Речь идет о рациональном и экономичном потреблении, здоровом образе жизни, правильном питании, отказе от вредных привычек.

И в этой связи наша задача – обратить внимание потребителей не только на уже существующие рекомендации по формированию здорового образа жизни, но и на советы специалистов в области общественного здравоохранения.

К примеру, не так давно я посетила презентацию книги "Снижение влияния факторов риска неинфекционных заболеваний (Снижение вреда)", инициатором выпуска которой выступила Бахыт Ниязбековна Туменова, врач и президент ОФ "Аман-саулык". В основе книги лежит концепция снижения вреда. Это одна из эффективных стратегий укрепления здоровья населения и предупреждения заболеваний, направленная на уменьшение негативных последствий, связанных с образом жизни человека, таких как чрезмерное употребление алкоголя, наркомания, малоподвижный образ жизни, табакокурение, неправильное питание.

Концепция призвана снижать вред и улучшать качество жизни населения, позволяя потребителям оставаться интегрированными в общество. То есть влиять на образ жизни человека путем коррекции его поведения через предложение менее вредных альтернатив.

Свободный выбор потребителя не может быть ограничен. Если человек, к примеру, хочет бросить курить, но в силу зависимости ему не удается это сделать в один момент, рынок должен предложить ему более безопасную альтернативу.

Таким образом, повышение качества жизни потребителей, обеспечение качественными товарами и услугами, а также гарантированная защита потребительских прав – основные задачи, которые возникли в новой реальности и которые мы должны решить в ближайшее время.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться