/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 444,52 Brent 36,55

Власть авторитета и авторитет власти

В канун Дня Первого Президента Лидер Нации – Нурсултан Назарбаев прибыл в Ташкент для участия во второй консультативной встрече глав государств Центральной Азии.

07 Декабря 2019 08:00 6042

Власть авторитета и авторитет власти

Автор: Айдар Амребаев

В социальных сетях и за рубежом обсуждают вопрос почему бывший руководитель страны поехал на встречу, где собираются действующие президенты…

Ответ кроется в особенностях современного политического режима Казахстана, основателем которого является Нурсултан Назарбаев. Политический транзит, инициатором которого также является Лидер Нации, проходит весьма специфичным образом, что заставляет экспертов и интересующихся темой читателей говорить об особой политической новации, которую явила миру политическая культура Казахстана. Именно при широком общественном одобрении и поддержке основных групп влияния в нашей стране происходят «нетипичные» на взгляд со стороны, явления на политическом небосклоне. Этот феномен действительно имеет шанс стать достаточно уникальным в плане моделей перехода от персонифицированной модели к формату согласованного коллективного руководства, которое у большинства населения ассоциируется с демократией, хотя и имеет лишь внешнее сходство с классической либеральной концепцией сменяемости власти.

Действительно, с момента заявления Первого Президента об уходе с поста президента Казахстана 19 марта текущего года прошло немного времени, но страна в отношении развития политической культуры сделала значительные шаги. После Конституционной передачи власти главе Сената парламента Казахстана, проведенных летом досрочных выборов президента, появления реального оппозиционного кандидата на выборах и искренне заинтересованного участия населения в выборном процессе, наше общество на деле пережило серьезную «модернизацию сознания» в результате которой мы имеем новую политическую конфигурацию, которая, с одной стороны, создает новый формат политической конкуренции (а такая конкуренция имела место быть практически все время с момента обретения независимости, хотя и в достаточно скрытой, латентной форме). С другой, власть с той или иной долей успешности «модерирует» процесс транзита, предвосхищая ожидания общества и направляя трансформационное развитие страны в нужное для властных элит, течение. Сложно прогнозировать к чему это приведет в конечном итоге, однако, безусловным позитивом является мирный и эволюционный характер трансформации власти. Конечно, достаточно экзотично выглядит наш «восточный тандем» в отношении признанных моделей перехода, хотя и имеет известные параллели с подобным тандемом в России в период нахождения на посту президента РФ Дмитрия Медведева. Самое главное, в этом проекте, с моей точки зрения, является поступательное и постепенное движение наших элитариев к большей легитимности власти и ее реальной ответственности перед народом.

Относительно состоятельности такого «тандема», хотелось бы особо отметить, что он демонстрирует неплохую эффективность на внешнеполитическом треке. Авторитет Нурсултана Назарбаева сопряженный с профессионализмом Касым-Жомарта Токаева дает известный маневр при действительном сужении возможностей на том или ином направлении многовекторной политики Казахстана в условиях международной турбулентности. Надо признать, что благодаря активной проявленности Лидера Нации на международном поле, представленность Казахстана в различных международных организациях и проектах увеличилась. Фактически, мы имеем двойное представительство нашей страны в таких организациях как ЕАЭС, Тюркский Совет и теперь уже и в Координационном Совете глав-государств Центральной Азии, где Нурсултан Назарбаев избран почетным председателем данного формата. Надо также отметить, что избранный президент Касым-Жомарт Токаев не снижает, а, напротив, набирает темп и очки, параллельно и в унисон с Лидером Нации, участвуя в тех мероприятиях, которые способствуют реальному продвижению национальных интересов Казахстана. Теперь уже нашим партнерам приходится определенным образом «приспосабливаться» к новой внешнеполитической тактике и формату участия Нур-Султана. Можно себе представить каковы «страдания» протокольных служб внешнеполитических ведомств стран-партнеров Казахстана, вынужденных разрабатывать и обосновывать новые требования и подходы, не только к встречам и проводам наших лидеров, но и объему полномочий при принятии решений.

Напомню, что фактически в одно время с консультационной встречей в Ташкенте, действующий президент Казахстана принял участие в очень важной встрече глав-государств ОДКБ в Бишкеке с участием президента России Владимира Путина. Как известно, Вторая Консультационная встреча лидеров стран Центральной Азии проходит без участия внешних игроков и обсуждает исключительно внутренние вопросы сотрудничества стран Центральноазиатского региона.

Таким образом, можно констатировать, что наличие модели своеобразного «политического тандема», представленного разными лицами, чем-то напоминает китайский Сычуаньский «театр масок»*, который может при искусном его исполнении принести нашей стране существенные дивиденды.


* Прием «магической смены масок», применявшийся в традиционной Сычуаньской опере в Древнем Китае. Актеры отворачивают лицо или просто взмахивают рукой, и вот уже на зрителя смотрит новый персонаж – и так много раз подряд, к изумлению публики.

Подписка на новости: