Внеплановая проверка: надо совершенствовать законодательство

5655

В чем суть вопроса?

Внеплановая проверка: надо совершенствовать законодательство

В предыдущих публикациях "К вам пришла внеплановая проверка", "Пожарник пришел с внеплановой проверкой", "Вас проверяет пожарник", "Внеплановая проверка бизнеса – признаки, новеллы, выводы" был изложен анализ норм Предпринимательского  кодекса (далее – ПК) и одного приказа, которым утверждены проверочные листы в области пожарной безопасности - совместного приказа министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 758 и министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 31 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов, применяемых для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области пожарной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в области гражданской обороны" (далее – Приказ).

В анализе изложены суждения о толковании норм ПК и поставлен вопрос: применяются ли проверочные листы при внеплановой проверке?

Сделан вывод: проверочный лист не применяется ни при каком виде внеплановой проверки, потому что предметом проверки являются не гипотетические типичные нарушения и не требования законодательства, а конкретные факты, изложенные в соответствующем сообщении – обращениях частных лиц и госорганов, требованиях прокурора, поручениях органа уголовного преследования.

Поставлен еще вопрос: соответствует ли Приказ нормам ПК?

Для этого следует рассмотреть, какие требования устанавливает закон к подзаконным актам, к каковым относится рассматриваемый Приказ.

Закон требует…

Общие требования к  нормативным правовым актам  установлены Законом Республики Казахстан "О правовых актах".

Согласно подпунктам 3), 8) пункта 2, пункту 3 статьи 10 данного Закона:

"3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней".

Кодексы Республики Казахстан в иерархии нормативных правовых актов стоят выше, чем  нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан. Следовательно, указанный приказ не должен противоречить нормам ПК.

Далее указанный Закон требования к  содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта. Согласно пунктам 1, 3  статьи 24 Закона:

"1. В законах устанавливаются основные цели, задачи, принципы, компетенции и полномочия регулирования соответствующей отрасли (сферы).

В реализацию указанных основных положений закона в подзаконных нормативных правовых актах соответствующие нормы могут быть детализированы.

При этом не допускается установление в подзаконном нормативном правовом акте нормы, выходящей за пределы норм, установленных законами.

3. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл."

Соответствуют ли положения Приказа данным требованиям?

Название и содержание Приказа

Из названия Приказа следует, что он регулирует:

1) вопросы утверждения критериев оценки степени риска и проверочных листов,

2) применяемых для проведения:

а) профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области пожарной безопасности и

б) проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям,

в) профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в области гражданской обороны.

То есть указанными вопросами логически исчерпывается содержание Приказа.

К иным формам контроля за деятельностью субъектов  предпринимательства приказ не относится.

Однако в Приложении 1 к Приказу утверждены "Критерии оценки степени риска, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области пожарной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям". В этом приложении есть  пункт 9:

"Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, проведение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора на соответствие требованиям не осуществляется, за исключением внеплановых проверок в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан".

Данный пункт не соответствует пункту 5 статьи 141 ПК, в котором нет ни слова о внеплановых проверках:

"5. Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и проверок на соответствие требованиям, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов, уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на интернет-ресурсах регулирующих государственных органов".

Кроме того, пункт 9 Приказа изложен таким образом, как будто внеплановые проверки включены как составная часть в профилактический контроль с посещением субъекта: "проведение профконтроля с посещением … не осуществляется, за исключением внеплановых проверок…".

Это не соответствует статье 137 ПК, согласно которой внеплановая проверка  (подпункт  2) пункта 3 статьи  137 ПК) – это  самостоятельная, независимая от профконтроля с посещением  субъекта (подпункт 2 пункта 2 статьи  137 ПК) форма контроля.   

Еще один интересный  момент: в пункте 9 изложено наименование непредусмотренной ПК формы контроля: "проведение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора на соответствие требованиям". Хотя статьей 137 ПК предусмотрены формы контроля:

  • профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора (подпункт 2) пункта 2  статьи  137 ПК) и
  • проверки, проводимые на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям (подпункт 1 пункта 3 статьи  137 ПК).

Таким образом, в нарушение требований Закона "О правовых актах" содержание пункта 9 Приложения 1 к Приказу  изложено  с нарушением юридической техники, дает основание для различного его толкования, не соответствует статье 137 ПК и выходит за пределы пункта 5  статьи  141 ПК.

Внеплановая проверка и проверочный лист

Это не единственные "шероховатости" Приказа – есть и другие положения, которые вызывают вопросы.

Так, пункт 18 Приложения 1  к Приказу предусматривает:

 "18. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, внеплановая проверка проводятся по проверочному листу в сфере государственного контроля и надзора в области пожарной безопасности, приведенному в приложении 3 к настоящему совместному приказу…".

Данный пункт противоречит пункт 5 статьи 141 ПК, согласно которому проверочные листы применяются для проведения только:

1) профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и

2) проверок на соответствие требованиям,

но не к  иным формам контроля:

"5. Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и проверок на соответствие требованиям, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов, уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на интернет-ресурсах регулирующих государственных органов".

Ни одна из предусмотренных пунктом 5 статьи  144 ПК внеплановая проверка не проводятся по проверочному листу.

Это логично, так как проверочный лист возможно применить только при профилактической форме контроля, а именно  - при профилактическом контроле  с посещением  субъекта и при проверке на соответствие требованиям: госорган установил требования к деятельности и  выходит на контроль, чтобы проверить, соответствуют ли деятельность субъекта предпринимательства  установленным требованиям. При этом госоргану неизвестно – соблюдает ли субъект предпринимательства данные требования или нет.    

При  внеплановой проверке госорган проверяет выявленные заявителем конкретные факты нарушения требований законодательства, создающие непосредственную угрозу установленным объектам защиты:

  • по подпункту 3) – указанные физическими или юридическими лицами факты по нарушениям требований законодательства;
  • по подпункту 4) - требования прокурора по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
  • по подпункту 5) – указанные в обращениях государственных органов конкретные факты причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также нарушения требований законодательства Республики Казахстан, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;
  • по подпункту 6) – несогласие субъекта предпринимательства с применением мер оперативного реагирования при первоначальной проверке;
  • по подпункту 7) - поручение органа уголовного преследования
  • по подпункту 8) - обращения налогоплательщика по вопросам налогового законодательства.

В остальных трех случаях при внеплановой проверке госорган контролирует устранение нарушений, выявленных ранее при проведении различных форм контроля:

  • по подпункту 1) – нарушения, выявленные по результатам расследования;
  • по подпункту 2) – нарушения, указанные в предписании, выявленные в результате проверки и профилактического контроля с посещением субъекта – здесь опять имеется ввиду проверка на соответствие требований, а не любая проверка;
  • по подпункту 2-1) - нарушения, являющиеся основаниями для применения мер оперативного реагирования.

Таким образом, пункт 18 Приложения 1 к Приказу о проведении внеплановой проверки по проверочному листу не соответствует указанным нормам ПК.

Почему так получилось?

Как получилось, что некоторые положения Приказа не  соответствуют нормам ПК?

Одна из возможных причин – нарушение требований юридической техники при изложении норм ПК, которая дает простор государственным органам контроля и надзора для вольного толкования. 

Так, в нормах ПК о проверочных листах в одних случаях  использовано слово "проверка", а в других четко  указаны конкретные формы контроля  за деятельностью субъектов предпринимательства, при которых проверочные листы применяются.

Например, пунктом 3 статьи 143 ПК предусмотрено, что:

"3. Проверке и профилактическому контролю с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора подлежат только требования, установленные в проверочных листах."

А вот в других нормах проверочные листы  связаны только  с определенными  формами контроля за деятельностью субъектов предпринимательства:

"5. Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и проверок на соответствие требованиям,…" (пункт 5  статьи 141 ПК)

"8. Критерии оценки степени риска являются основанием для определения степени нарушения требований, установленных в проверочных листах … и являющихся предметом профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки на соответствие требованиям." (пункт 8 статьи 141 ПК).

Когда законодатель использует оборот "проверке подлежат", это дает основание госорганам распространять проверочные листы на все виды проверок, в том числе и  внеплановые. При этом  цель и задачи контроля, различия видов проверки на соответствие требованиям и внеплановой  проверки  отходят на задний план. В результате происходит смешение разных форм контроля, что недопустимо. Если госорган проводит внеплановую проверку по проверочному листу – это уже новая, гибридная,  смешанная форма проверки, не  предусмотренная и запрещенная ПК.

Согласно пункту 13 статьи  144 ПК:

"13. Запрещается проведение иных видов проверок, не установленных настоящим Кодексом, за исключением проверок, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)".

Что делать?

Следует навести порядок в Предпринимательском кодексе: определиться, что имеет ввиду законодатель, четко определить, что проверочные листы не применяются при внеплановой проверке и устранить почву для искажений норм закона в подзаконных актах.

Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться