Война миров

11554

Как ни парадоксально, в сохранении зеленых зон города камнем преткновения могут оказаться не столько городские власти и подрядчики, сколько горожане

Война миров

Уже не первый год в Алматы складывается сложная ситуация с зелеными насаждениями, которые зачастую незаконно уничтожаются и гибнут по вине самих горожан. Последнее время это происходит даже в центре города на глазах у широкой публики. Виной тому – потребительские приоритеты и отсутствие экологического мышления. Например, недавно один из владельцев бутиков на Жибек Жолы, обрубил карагачи, решив, что без них экстерьер будет выглядеть лучше. Вдоль Панфилова на каменной "сковородке" под палящим солнцем из-за плохого полива засохли посаженные год назад канадские клены. Сейчас экологам удалось добиться увеличения размера лунок вокруг деревьев и внести новые требования в законопроект о зеленых насаждениях города, который предстоит принять в сентябре.

Как рассказал независимый эксперт-эколог Абай Ерекенов, согласно инвентаризации, проведенной Управлением природопользования акимата, которая не была детальной, в Алматы на 2011 год было посчитано 1,36 млн деревьев. В то время как, по официальным данным еще советского "Зеленстроя", на 1990 год в городе их насчитывалось три миллиона при населении миллион человек. Сейчас ответить на вопрос, сколько вырублено и сколько осталось зеленых насаждений, невозможно без их детальной инвентаризации с помощью присвоения штрих-кода и GPS-приемника для установления координат. Номер дерева должен быть включен в городской реестр зеленых насаждений, необходим панорамный снимок участка произрастания с занесением его в электронную базу. Также, согласно мировой практике и международному законодательству, должна быть составлена интернет-карта расположения зеленых насаждений в свободном доступе. Пока такая работа в Алматы и в Казахстане в целом не ведется. В Астане учитывают новые саженцы, за которыми подрядчик обязан следить в течение гарантийного срока.

"Поэтому говорить об объективных статистических данных сложно. Можно лишь, ссылаясь на заявления чиновников, констатировать, что оставшиеся 3,7 квадрата зелени на человека они планируют сократить еще на 60 процентов. В то время как к концу восьмидесятых годов на горожанина приходилось 84 при нормативе в 12 квадратов", – отмечает эколог.

Сейчас недостатки работы на "зеленом" фронте приводят к тому, что экологическое бедствие уже коснулось многих алматинцев непосредственно. Насмотревшись на засохшие кроны на Панфилова, они могут обнаружить подобные явления во дворах собственных многоэтажек. Типичным примером нерадивых действий чиновников и подрядчиков, отражающим неразвитость экологической грамотности у самих горожан, может служить история с газоном перед домом, случившаяся на одной из центральных улиц, где произрастают деревья. Как пояснила ремонтная бригада, его собираются залить асфальтом для установки новой детской площадки…

Ради детей

Придомовая территория напротив оздоровительного комплекса "Арасан", на пересечении улиц Айтеке би и Тулебаева, с самого начала строительства задумывалась проектировщиками как зеленая зона. Зеленый радиус вокруг построенного еще в 1984 году дома 50 по Айтеке би за последние десять лет стал сужаться стремительными темпами.

Выяснилось, что строительство детской площадки ведется в рамках ремонтных работ, предусмотренных акиматом. Ее план оказался типажным, как и технология строительства: сначала забрасывается щебень, потом закатывается асфальт, затем стелется резиновое покрытие. Других альтернативных вариантов, более экологичного обустройства площадок в зеленых зонах не разработано. Сейчас в Алматы детские площадки сооружаются по одному и тому же проекту. Вопрос в том, подходит ли типажная застройка для каждой отдельно взятой территории со своими индивидуальными особенностями? Если говорить о плане проекта строящейся у дома площадки, то на нем не отмечено ни одно произрастающее на газоне дерево. Также отсутствуют топографическая съемка участка реконструкции на базе масштаба 1:500 и "покорневая" съемка живых растений.

На следующий день экологическим активистам удалось собрать подписи жильцов дома против асфальтирования газона и встретиться с начальницей участка, а также с приехавшим с ней руководителем коммунального хозяйства Медеуского района при аппарате акима. Во дворе уже ждала эмоциональная женщина из соседнего подъезда, отказавшаяся назвать имя, но очень заинтересованная в строительстве площадки. Дама послала всех в "Гринпис" и поставила проблему ребром – либо дети, либо деревья. По ее словам, она сама занимается облагораживанием города – установкой остановок. К этому времени к ней на подмогу подоспел ее муж Андрей, обвинивший в сборе подписей обманным путем. Они стали доказывать, что газон не нужен, а нужен асфальт вокруг деревьев. Аргументы: "грязи будет меньше" и "так делают в цивилизованной Европе". В действительности в Евросоюзе за подобное обращение с деревьями пришлось бы заплатить огромный штраф.

Со своей стороны руководитель коммунального хозяйства обещал, что рабочие сохранят землю вокруг деревьев в радиусе не менее метра (кстати, по нормам требуется полтора), засыплют почвой, посадят траву. Но в тот же вечер деревья были обложены бордюрами-клетушками – на расстоянии 15-25 см от корневой шейки…

Асфальтные активисты vs экологи

В субботу эпопея с деревьями продолжилась уже на собрании, куда пригласили жителей дома, чтобы встретиться со специалистами-экологами и принять верное решение. Но то, что на нем произошло, назвать собранием затруднительно. Скорее это было сборище эмоционально накрученных жильцов, далекое от взвешенного и спокойного обсуждения. Вместо того чтобы проверить проект на соответствие СНиПам и потребовать, чтобы документацию по участку привели в порядок, соседи переключились на личности противников асфальтирования, пришедших на собрание гражданских экологов-активистов. А начальник бригады отказался показать проект детской площадки прилюдно. К сожалению, вышло так, что правым оказался тот, кто напористее и громче кричал. Жильцы с альтернативным мнением, подписавшие обращение, либо не пришли, либо не смогли перекричать более крикливых. Пояснений пришедших специалистов, Мэлса Елеусизова, Абая Ерекенова и Салтанат Ташимовой, никто слушать не стал. Тема экологии никому из присутствовавших оказалась не интересна. Жильцы заявили, что все это ерунда, и обвинили экологов в том, что они хотят пропиариться. Собравшиеся не желали понимать, что речь идет о здоровье и будущем их детей. Кстати, у будущей детской площадки уже давно паркуются родительские машины, вырабатывающие выхлопные газы, которыми придется дышать играющим там детям. Аргументы в пользу облагораживания участка зеленой травой, а не асфальтом с вредным резиновым покрытием так и остались неуслышанными. Кто будет сажать, кто будет ухаживать, газон вытопчут… – такие контраргументы прозвучали в ответ. Зато у "асфальтников" в ближайших планах травля подвальных кошек – истребителей городских паразитов и почитаемых во многих городах мира древних спутников человека, а также расширение паркинга. Уже после шумной "драки" пришедшие для беседы с жителями экологи рассказывали друг другу о том, к каким последствиям может привести асфальтирование деревьев.

Кстати, в обращении в поддержку озеленения газона и сохранения там деревьев речь идет не об отказе от детской площадки, а о том, что подобная, сделанная по технологии асфальта и резины, уже есть рядом, в десяти метрах от дома. А на придомовой газон нужна другая, "зеленая" технология обустройства.

Выше по улице Тулебаева обустроено еще несколько площадок. Но они меньшего размера, чем запланированная на дворовом газоне, и располагаются на ландшафте зеленой зоны, тянущейся по всей улице. На них ежедневно можно увидеть детей с родителями. Чтобы ребенок не выскочил на дорогу (это один из аргументов в пользу строительства еще одной напротив дома), их надо огородить. Как, например, это сделали на улице Валиханова, которая, как и Тулебаева, тоже является проезжей.

К тому же согласно закону и здравому смыслу, прежде чем строить, необходимо сначала получить заключение экспертов с покорневой съемкой растений, как и что можно возводить на этом небольшом участке. Но этого как раз асфальтные активисты делать не хотят…

О насущном

Из этой неутешительной истории можно сделать один вывод: главное препятствие в сохранении окружающей среды – равнодушие и экологическая безграмотность нашего общества. А также слабая законодательная база и индифферентное отношение госорганов, переложивших ответственность на плечи обывателей, готовых идти на поводу у преследующих свои личные выгоды популистов, нечистых на руку чиновников и бизнесменов. Случай выявил, что у наших граждан нет общих ценностей, благодаря которым в общественном сознании формируется представление об общем благе. Люди руководствуются потребительской установкой и принципом "моя хата с краю". Но законы формируются и действуют только на основе моральной практики и наличия общих ценностных ориентиров. Кстати, что касается любимой и часто приводимой в пример Европы, то общественность там принимает решения в рамках действующего закона.

Если говорить о решении социальных проблем, то детские площадки, конечно, нужны, но они не входят в круг приоритетных задач, многие из которых власти все еще обходят вниманием. Самые насущные вопросы, требующие оперативного решения, связаны с загрязнением окружающей среды. В этом году предельные показатели загрязнения воздуха в Алматы, согласно независимым экспертным данным, превышены в восемь-девять раз.

Во-первых, необходимо перевести ТЭЦ, которая топит низкосортным углем, сильно загрязняющим воздух, сначала на качественный уголь, а затем на газ. Во-вторых, построить энергоэффективные установки, которые откроют дорогу среднему бизнесу. В-третьих, перевести на газ общественный и тяжелый транспорт, поскольку 7% тяжелого транспорта дает 30% загрязнений. В-четвертых, вывести четыре тысячи загрязняющих среду предприятий с территории города в индустриальную зону. В-пятых, чтобы разгрузить городской трафик, необходимо создать 60 тысяч школьных мест и 60 тысяч мест в детских садах, так, чтобы школы и детские сады располагались в пошаговой доступности от проживающих на местах горожан. В-шестых, посадить в городе пять миллионов деревьев – согласно нормативам, одно дерево на горожанина и три на автомобиль. Пока же получается, что из-за нерадивого отношения и сиюминутных нужд мы губим наши зеленые насаждения.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться