Атака чиновников на рынок медуслуг идет на всех уровнях и по четырем каналам:
- В новую редакцию Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения (далее кодекс), несмотря на всю нелогичность данного шага, внесено положение о Национальном операторе в области здравоохранения (НООЗ). Проект НООЗ продвигают структуры Фонда Первого Президента (ФПП), и под ним будет половина койко-мест отрасли ("ГЧП и инвестиции в здравоохранение", генеральный директор РЦРЗ К Тосекбаев, второй инвестиционный форум ГЧП "ГЧП в период пандемии: вызовы и возможности"). "Не отстает" и новая команда минздрава…
- В середине ноября вице-министр здравоохранения Марат Шоранов[1] озвучил планы ведомства по созданию региональных управляющих холдингов (РУХ). Они должны будут объединить под своим управлением все государственные медучреждения в регионах. Кроме того…
- Согласно утвержденным приказом минздрава "Правилам обязательного конфиденциального медицинского обследования на наличие ВИЧ-инфекции", госмонополия по тестированию на ВИЧ сохраняется. Проблема в том, что только пару месяцев назад специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) г. Нур-Султана по иску комитета по защите и развитию конкуренции (КЗРК) МНЭ обязал МЗ РК устранить факты ограничения конкуренции. Таким образом, госмонополии с их "мутными освоениями" миллиардов тенге будут и далее процветать в здравоохранении.
- Ну и, конечно же, "не спят" и местные исполнительные органы. В частности…
Расходы местных бюджетов на капитальные затраты в здравоохранении (включая медоборудование) выросли в 2,2 раза по сравнению с 2019 г., до 131,8 млрд тг., или $358,4 млн[2]. в 2020 г. С одной стороны, вроде хорошо, но "лечат" не стены или медоборудование сами по себе, а медработники, зарплаты которых упали, например, у врачей за 2011-2018 гг. – на 39%, а у фельдшеров или медсестер – на 46-48%. Чиновникам удобнее "закапывать" деньги налогоплательщиков в стройках или медоборудовании, где просто можно "отщипнуть" и 10%, и 70%, чтобы было на что "откупиться".
Таким образом, можно говорить о том, что благодаря "стараниям" чиновников на всех уровнях конкурентное поле в здравоохранении страны просто "схлопнется". Областные и республиканские стационары будут под НООЗ, оставшиеся госактивы – под РУХ, и никаких уступок по сокращению госмонополий на рынке медуслуг не будет. К чему это приведет? Конкуренция в отрасли просто "упадет" до нулевых уровней – "белый шум". Значит, наши пациенты не получат доступа к современным технологиям и способам лечения и наше отставание от современных стран будет только нарастать.
Может, будет лучше врачам и медработникам в целом? Ведь чиновники же обещают заработную плату в 550 тыс. тенге к 2025 году… Но они же обещали и говорят, что сделали "Казахстан-2030" и мы уже "подъезжаем" к 2050 г. Но как-то не ощущается… По здравоохранению можно отметить, что планы по увеличению финансирования отрасли строились на ожиданиях введения обязательного социального медстрахования и в конечном итоге развития экономики, что обеспечит приток сбора средств. Но в экономике у нас при текущем менеджменте ничего хорошего ожидать не приходится. Период нефтяных сверхдоходов заканчивается, и все сильнее начнет давить "углеродная удавка". Поэтому заработные платы в тенге, может, и вырастут, но их долларовый эквивалент далеко не факт… И если сейчас одним из важных факторов мотивации для молодых врачей в становлении профессионалом выступает перспектива перехода в частные медорганизации или открытия собственной практики, то на рынке, где нет конкуренции, только выезд за рубеж, что мы сейчас и наблюдаем.
[1] "В управляющие холдинги объединят региональные медучреждения в Казахстане", А. Ахметбеков, 14.11.2020 г.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора