Составы идут вдвое дольше положенного, вагоны нечем вывозить, а станции забиты. Почему, расскажет Atameken Business.
Проблема с нехваткой вагонов в Казахстане возникает периодически. Особенно остро в сезон. Чего только не делают казахстанские чиновники и представители КТЖ, чтобы решить вопрос, однако воз и ныне там. Однако в этом году особую остроту вопросу добавила ситуация в России. Казахстанские вагоны месяцами стояли в соседнем государстве, их просто некому было вывезти.
Логист Валентин Беспалов свои вагоны для транспортировки муки ждет теперь вдвое дольше положенного. Говорит, если раньше по СНГ составы двигались по 200 км в сутки, то сейчас бывает, что в день преодолевают не более 30 км. Владельцы вагонов терпят убытки и пытаются компенсировать их повышением аренды, задрав ее как минимум на 50 процентов. На проблемы с логистикой в Костанайской области, по его словам, повлияли два фактора.
"По нашему отделению повлияло два фактора – это ситуация в России и пожар в Аманкарагае. Когда там был пожар, начали на подходах бросать вагоны. Из-за этого там образовалось скопление и из-за этого на сегодняшний день до сих пор нормально не нормализировали. Плюс также повлияло, что недостаточно локомотивной тяги, чтобы это все развозить", - отметил начальник отдела логистики мукомольного предприятия Валентин Беспалов.
Что касается ситуации в России, то сейчас она начинает выравниваться. Это при условии, что казахстанская сторона вынуждена вывозить свои вагоны отечественными локомотивами. Хотя по договору 70 процентов составов Россия должна забирать самостоятельно. Но локомотивы заняты в военных операциях и на перевозке собственного урожая зерна.
"Сама география перевозок сегодня поменялась в направлении черноморских портов. В направлении выхода через приволжскую дорогу и так далее. Что привело сегодня к затовариванию стыковых станций со стороны РЖД в части нехватки локомотивов наших партнеров в России", - сказал заместитель гендиректора АО НК "КТЖ – Грузовые перевозки" Кумисбек Матжанов.
Перевозки железнодорожным транспортом, по словам бизнесменов, в целом подорожали вдвое. Это все ложится бременем на себестоимость товаров. В цене муки, например, логистика занимает 20 процентов. Производители уверяют, что только благодаря хорошему урожаю зерна, стоимость продукта удается регулировать.
"С сентября начали понижать цену. Процентов на 10 точно, некоторые и больше. Другой вопрос, что цена на муку не изменилась в торговых сетях и продолжает расти, но это уже нужно разговаривать с ними, почему у них она не снижается", - поделился мукомол Олег Куртвапов
Когда решится ситуация, не могут сказать ни мукомолы, ни представители железной дороги. Ранее крупное металлургическое предприятие в Костанае останавливало свою работу из-за дефицита вагонов.