Цифровой скачок: как казахстанцы переходят на онлайн-покупки и безнал

328

Через пять лет каждая пятая покупка в Казахстане будет совершаться онлайн.

Цифровой скачок: как казахстанцы переходят на онлайн-покупки и безнал Фото: Depositphotos

Такой прогноз озвучили в департаменте электронной и биржевой торговли. По словам руководителя структуры Галии-Бану Мейрбаевой, цифровая торговля способна модернизировать экономику и усиливать экспорт. Параллельно растет и доля безналичных платежей, а мобильные банки становятся неотъемлемой частью жизни, передает Atameken Business.

За последние пять лет объемы e-commerce в Казахстане выросли в семь раз, достигнув 3,2 трлн тенге — это 14% от общего объема розничной торговли. Только за 2024 год объём продаж через маркетплейсы составил 2,7 трлн тенге, что более чем на наполовину больше по сравнению с предыдущим годом. Галия-Бану Мейрбаева подчеркнула, что особое внимание нужно уделять защите прав потребителей и созданию равных условий для всех участников рынка.

"Потенциал для дальнейшего роста огромен: у нас высокая цифровая доступность, развитая финтех-инфраструктура и более 8 миллионов активных пользователей - преимущественно молодежи. Ставим перед собой амбициозную цель - чтобы через 5 лет каждая пятая покупка была совершена онлайн. Для этого в марте текущего года был утверждён План по развитию электронной торговли", - сообщила директор департамента электронной и биржевой торговли МТИ РК Галия-Бану Мейрбаева.

Переход к онлайн-торговле происходит на фоне активного роста безналичной экономики. По данным Нацбанка, на 1 июня 2025 года в Казахстане зарегистрировано свыше 81 млн банковских карт — в среднем по 4 карты на человека. Количество активных пользователей онлайн-банкинга достигло 26,7 млн человек (+15% за год) и это при чуть более 20-ти миллионной численности населения. Среднемесячный объем безналичных платежей на одного жителя составляет почти 700 тыс. тенге.

"С одной стороны, финансовый сервис в Казахстане находится на высоком уровне и доступен всем. Но потребители всё еще часто выбирают наличную форму оплаты — и это, конечно, сдерживает развитие e-commerce. Потому что в e-commerce электронные деньги наиболее важны для того, чтобы соответственно осуществлять оплату товаров", - сказал основатель экономического агентства INFOLine Иван Федяков.

Как отметил эксперт, недоверие к цифровым деньгам всё еще сохраняется, особенно в регионах. Свою роль играет и нестабильность сотовой связи – из-за которой доступ к онлайн-банкингу может быть ограничен. Кроме того, значительная доля теневой экономики по-прежнему функционирует через наличный расчет, что тоже замедляет развитие цифровой торговли. Спикер не отрицает и риски в онлайн-покупках. Они могут быть связаны со сбоями в логистике, ошибками при оплате и недобросовестными продавцами. По его словам, всё это требует комплексного и системного подхода к решению.

Читайте по теме:

Казахстанцев обяжут декларировать свои онлайн-покупки: детали

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться