Казахстанским компаниям не стоит бояться зумеров

223

Другой взгляд на жизнь – это перспектива любого бизнеса.

Казахстанским компаниям не стоит бояться зумеров Фото: freepik

Поколение Z получает сегодня самое большое количество критики на рынке труда, отмечает inbusiness.kz.

Оксфордские словари определяют поколение Z как группу людей, родившихся в период с середины 1990-х годов до начала 2010-х годов, которые считаются хорошо знакомыми с Интернетом. Исследование The Talentist раскрывает реальные ожидания молодых специалистов от работы и работодателей. Кто-то упрекает их в отсутствии трудовой этики, другие – в легкомысленном отношении к работе. И чем моложе представители зумеров занимающие рабочие места, тем более жесткие эпитеты их сопровождают. Но главный вывод: при поиске работы это поколение предпочитает наравне с высоким доходом видеть смысл в своей деятельности и времяпровождении. Впрочем, есть нюансы. У зумеров 16–24 лет одни мотивы для деятельности, а у тех, кому 25–34 года – другие.

Что хотят молодые зумеры?

Мотивация этих людей радикально отличается от привычной модели "зарплата и стабильность". Для аудитории 16–24 года (младшая часть поколения Z) значимыми становятся:

  • Приятная рабочая атмосфера –55% респондентов;
  • Использование современных технологий – 43%;
  • Возможность учиться и проходить тренинги – 41%;
  • Гибкие условия труда – 39% респондентов.

Да, зарплата все еще важна (71%), но ее значимость постепенно снижается по сравнению с аналогичными исследованиями прошлых лет. Важно отметить, что за приоритетным выбором приятной рабочей атмосферы, технологий и обучения прослеживается желание продолжить комфортно проводить свое время в многочисленных коммуникациях и пресловутом поиске себя. И работодателям придется идти на это, встраивая в операционные процессы специальные опции – от геймификации до ИИ.

У группы зумеров в возрасте 25–34 года (старшие зумеры) приоритеты немного иные:

  • Хорошая зарплата остается в топе (81%), но падает на 5% по сравнению с 2023 годом
  • Растет показатель таких критериев, как приятная атмосфера (64%), интересная работа (58%) и гибкие условия труда (38%).

Зумеры не выбирают между зарплатой и интересами – они ищут все сразу в разумном балансе, как одна из героин фильма "Москва слезам не верит".

Работать хотят, но за нее не цепляются

У зумеров много сильных сторон: они энергичны, достаточно образованы, быстро обучаются, не боятся перемен. Но при этом готовы быстро и легко расстаться с работодателем, не испытывая чувства ответственности. Смена работы за последний год произошла у 30% молодых специалистов в возрасте от 16 до 24 лет. Основная причина смены работы — отсутствие интереса

(38%), перегрузка (38%), непонимание, куда расти дальше (34%). Текучесть среди 25–34-летних остается высокой — 27% сменили место работы за последние 12 месяцев, еще 23% планируют сменить работу в течение года, а 24% пока не определились. Это сигнал о нестабильности и отсутствии долгосрочной вовлеченности.

Топ-3 причины смены работы:

Низкая зарплата – 39%; работа не приносит удовлетворения – 27%; отсутствие баланса между работой и жизнью – 22%.

"Да, у зумеров с работой и профессиональным содержанием, как говорится, все сложно. Работать не хотят, а перманентное состояние – "в поиске себя". Это самое простое, что можно услышать от работодателей. Но это не вся правда про зумеров. По сути, они родились и выросли не на грани выживания, а в развитой культуре потребления и, просто могут себе позволить выбирать. Работу в том числе. Неотъемлемой частью их образа жизни стал развлекательный (он же развивающий) быстрое понимание, что работа не приносит удовлетворения, а значит, смысла в ней тоже нет. Что с этим делать работодателю? Ответ простой - вовлекать, развлекать и, одновременно, развивать. Придется говорить с зумерами на одном языке — через ценности, возможности, гибкую и живую корпоративную культуру, создавать комфортную дружелюбную среду для общения. Работодатели, понимающие это, уже выигрывают в конкуренции за молодые таланты",– считает генеральный директор ANCOR Central Asia Валерия Петрунина.

Их авторитет надо заслужить

Эти специалисты – с характером. Они не признают авторитет только по должности, открыто выражают свое мнение, умеют спорить, не боятся задать "неудобные" вопросы. Они выросли на качественном и разнообразном контенте, геймификации и обратной связи. Что делать работодателям, чтобы сработаться и удержать поколение Z? Есть пять ключевых направлений. Во-первых, проведение аудита EVP — важно понять, насколько ценностное предложение работодателя (EVP) соответствует реальному опыту сотрудников. Второе – обеспечьте наставничество. У молодых специалистов должна быть опора и поддержка. В-третьих, используйте геймификацию и развивающие форматы – поколению Z важно взаимодействие, элемент игры и интересный контент. Четвертое –давайте обратную связь, она нужна как воздух. Молчание воспринимается, как равнодушие. И, наконец, пятое – упростите карьерную навигацию – не оставляйте сотрудников гадать, куда они могут вырасти в компании.

Зумеры – не угроза, а шанс

Поколение Z – не вызов, а возможность перестроить процессы, культуру, мышление. Да, с ними сложнее. Но те компании, которые научатся не только слышать, но и понимать их, получат креативных, вовлеченных, устойчивых к переменам сотрудников, т.е. завтрашний день компании.  

В исследованиях The Talentist 2025приняли участие более 1700 респондентов по всему Казахстану.

Читайте по теме:

Казахстанцы в поиске вакансий: портрет соискателя

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться