Активисты даже написали соответствующую петицию. Однако власти Казахстана официально отказали в легализации данного документа. Пока противоборствующие стороны пытаются найти компромисс в этом вопросе, корреспонденты Atameken Business решили разобраться - "Сергек" - это больше бизнес или все-таки способ сделать наши дороги безопасней?
Еще в 2017 году в Астане стартовал пилотный проект "Сергек". Он сразу же приступил к фиксированию нарушений ПДД. И вот спустя годы общественники, изучив всю подноготную этой системы контроля дорожного движения, пришли к выводу, что электронные помощники полицейских - это ни что иное как заработок частных компаний. В этой связи активисты написали петицу по демонополизации "Сергека".
"Проект "Сергек" был запущен в 2017 году по инициативе тогдашнего акима Астаны Асета Исекешева. Для реализации было выбрано 3 юр.лица. Первое это Кокрем телеком, второе-опти технологи группс, тертье-Z капитал. Примечательно, что две первые компании принадлежат одному человеку Асету Ахметову и зарегистрированы по олному адерсу, что уже является нарушением", - говорит гражданский активист Асхат Берсалимов.
Однако 4 июня активистам пришел официальный отказ. Петицию власти отказались легализовывать. Оператор системы "Сергек" в свою очередь уверяет что никакой монополизации нет. Сейчас на этом IT рынке в рамках частно-госдарственного партрерства работает почти 42 организации. И это нормальная международная практика.
"Во-первых, "Сергек" не может быть монополистом, потому что в Казахстане более 40 аппартно-програмных коплексов, которые подключены к ЕРАП. Это единный реест административных производств Генеральной прокуратуры РК", - сказала директор по коммуникациям Sergek Group Асель Кужахметова.
Стоит отметить, что только по Алматы система "Сергек" за три года выявила сотни тысяч нарушений. Сумма штрафов превысила пять миллиардов тенге. По словам оператора программы, все деньги, собранные за нарушения ПДД, вначале перечисляются в государственную казну. Затем через маслихатовскую комиссию часть активов передается компаниям, обслуживающим видеокамеры, а остальные средства - уже на социальные проблемы. В МВД, в свою очередь, полчеркивают, что с появлением системы "Сергек" в самом большом городе страны в прошлом году аварийность на дорогах снизилась на 40%.
Читайте по теме:
"Новые камеры системы "Сергек" могут обнаружить трещины на автостекле" – фейк