Открытие единого рынка лекарственных средств на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) затянулось, отмечает нацпалата предпринимателей "Атамекен".
Согласно договору о ЕАЭС, запуск единого рынка лекарственных средств должен был заработать с 1 января 2016 года.
В конце 2014 года было подписано соглашение, в котором установлены единые принципы и правила обращения лекарственных средств в рамках создаваемого общего рынка.
"Однако дальнейший ход работ по согласованию нормативной базы был непредвиденно осложнен инициированным российской стороной дополнительным проектом документа, предусматривающим право государства – члена союза проводить процедуру определения взаимозаменяемости ЛС в соответствии с национальным законодательством данного государства – члена", - поясняется на сайте НПП.
Отмечается, что под взаимозаменяемостью лекарственных средств, согласно российскому законодательству, понимается возможность полноценной подмены одного препарата другим, идентичным по ряду параметров, таких, как эквивалентность качественных и количественных характеристик фармацевтических субстанций, эквивалентность лекарственной формы, идентичность способа введения и применения.
"Другими словами, взаимозаменямость – это потенциальная возможность дискриминации участвующих в конкурсе лекарственных препаратов, основанная на их замещении аналогами", - утверждают в Нацпалате.
Согласно информации, проект решения по взаимозаменяемости лекарств в итоге оказался камнем преткновения в работе по запуску общего рынка лекарственных средств из-за категорического несогласия остальных стран–участниц ЕАЭС, предвидящих во включении данной процедуры создание российской стороной административного инструмента ограничения доступа на фармацевтический рынок.
"Палата обеспокоена инициативой российской стороны, и видит в процедуре определения взаимозаменяемости предпосылки последующего ограничения доступа на российский рынок лекарственных средств", - говорится в сообщении.
При этом подчеркивается, что ни один из зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов, произведенных в Казахстане, не участвует на рынке госзакупок лекарственных средств РФ.
"Создание искусственных барьеров доступа на рынок государственных закупок лекарственных средств Российской Федерации является существенной финансовой потерей для отечественных производителей", - отмечает НПП.
"Собственно, поэтому казахстанский бизнес принимал активное участие в работе по созданию правового поля общего рынка лекарственных средств. Объективно оценивая свои возможности, мы понимаем, что, в первую очередь, предпринимателям интересен и нужен рынок государственных закупок стран-участниц ЕАЭС", - пояснила заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Дана Жунусова, слова которой приведены в сообщении.
По мнению г-жи Жунусовой, такие возможности паритетного "закрытия" общего рынка ставят под сомнение саму цель интеграции, в частности, в сфере оборота лекарственных средств.
"В свете изрядно "затянувшегося" запуска общего рынка лекарственных средств ЕАЭС, палата находит необходимым подчеркнуть бессмысленность его формального запуска при наличии в праве союза административных инструментов, позволяющих на практике ограничивать доступ к внутреннему рынку той или иной страны, тем самым сводя на нет основные цели открытия общего рынка в целом", - подчеркивается на сайте НПП.