Международная команда ученых, включающая специалистов из 43 стран, провела крупнейшее на сегодняшний день исследование предпочтений в выборе романтического партнера. В опросе приняли участие 10 358 человек, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу Национального исследовательского центра Высшей школы экономики.
Как рассказали в пресс-службе вуза, главной целью исследования стало выяснение, насколько наши представления об идеальном спутнике жизни соответствуют тем, кого мы выбираем в реальности, и как это влияет на удовлетворенность отношениями. Результаты позволили составить два рейтинга: один — по качествам, которые люди хотели бы видеть в идеальном партнере (заявленные предпочтения), второй — по тем чертам, которые действительно оказывают влияние на выбор реального партнера (выявленные предпочтения).
Многие десятилетия ученые обсуждали гипотезу соответствия, согласно которой удовлетворенность отношениями возрастает, если партнер соответствует идеальным ожиданиям: интеллекту, чувству юмора, внешности и другим чертам. Однако результаты предыдущих работ часто расходились. Предполагалось, что причина — в различии семейного положения участников: у тех, кто состоит в отношениях, гипотеза подтверждалась чаще, чем у одиноких.
Новая работа объединила данные из 43 стран. Исследование провели ученые, в том числе из Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ. Участников просили оценить, какие качества они считают наиболее желательными в идеальном партнере, а затем — насколько эти черты выражены у реального человека, которого они знают: для состоящих в отношениях — это текущий партнер, а для одиноких — человек, с которым они хотели бы быть вместе.
Как выяснилось, заявленные и выявленные предпочтения, в целом, совпадают, но есть ряд заметных расхождений. Так, черты "уверенный в себе", "хороший слушатель", "терпеливый" и "спокойный" получили высокие оценки в списке желаемых качеств, но заняли куда более скромные позиции в списке реально значимых характеристик.
Наоборот, такие качества, как "привлекательный", "хороший любовник", "красивое тело", "сексуальный" и "приятный запах", оказались более значимыми при оценке реального партнера, чем при описании идеального. Особенно показателен пример: "хороший любовник" занял первое место среди выявленных предпочтений, но оказался лишь на 12-м месте среди идеальных.
Также ученые изучили гендерные различия в восприятии двух ключевых категорий: привлекательность (включающая черты "привлекательный", "красивое тело", "сексуальный") и потенциальный заработок (включающая "амбициозный", "финансово обеспеченный", "хорошая работа").
Результаты оказались неожиданными: мужчины в своих идеальных образах занижали важность привлекательности примерно на 6 позиций, тогда как женщины недооценивали ее аж на 13 рангов. Что касается категории заработка, мужчины занижали ее значимость на 4 ранга, а женщины, наоборот, переоценивали — также на 4 позиции.
"Получается, оба пола недооценивают значимость привлекательности, но женщины делают это особенно сильно: те черты, которые они считают не столь важными, в реальности оказываются среди самых приоритетных. В то же время мужчины занижают, а женщины, напротив, переоценивают важность таких качеств, как амбициозность, финансовая обеспеченность и наличие хорошей работы. В итоге, несмотря на различия в заявленных установках, реальные предпочтения мужчин и женщин во многом совпадают", — объясняет младший научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ Альбина Галлямова.
Она подчеркивает, что остается открытым вопрос:
"Это реальные предпочтения корректируются ввиду изменения социального устройства или на самом деле при базовых настройках мы гораздо меньше отличаемся друг от друга, чем предполагаем?"
Исследование также показало, что для долгосрочных партнеров соответствие идеалу менее важно, чем для тех, кто только ищет отношения. Это подтверждает: со временем люди адаптируются друг к другу и учатся ценить те черты, которые вначале могли не казаться значимыми.
"Наше исследование показывает, что соответствие идеалу, действительно, играет роль, но его не стоит переоценивать. Люди могут строить успешные отношения и с теми, кто не полностью совпадает с их представлениями об идеале", — добавляет Альбина Галлямова.
Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Personality and Social Psychology.
Читайте по теме:
Психология потребителя: что на самом деле стоит за выбором