Платим больше — ездим хуже: в Казахстане требуют аудита платных дорог

1179

Куда уходят взимаемые с платных дорог деньги и насколько эффективно они используются?

Платим больше — ездим хуже: в Казахстане требуют аудита платных дорог Фото: inbusiness.kz

Автоэксперты задаются этим вопросом и требуют независимого аудита.  Поскольку качество дорог, по их словам, не соответствует ожиданиям. Жалуются на магистрали и сами автомобилисты. Их не устраивает отсутствие благ цивилизации. Какие еще есть дорожные проблемы и насколько их решают, передает Atameken Business.

После сообщений о якобы "постепенном и незначительном" повышении тарифов на платные дороги казахстанцы выразили массовое возмущение. Нарекания автомобилистов усиливаются в зимний период. По их словам, трассы регулярно закрывают из-за непогоды, лишая возможности свободного передвижения. А если дороги все же остаются открытыми, то очистка снега далеко не всегда проводится своевременно. Кроме того, условия на самих платных магистралях оставляют желать лучшего, говорят водители. На многих до сих пор отсутствуют элементарные удобства, такие как современные туалеты и зарядные станции для электромобилей. В некоторых местах санитарные зоны либо вовсе не предусмотрены, либо находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.

Автомобильные эксперты заявляют: отсутствие бесплатных альтернативных трасс — это не просто неудобство, а прямое нарушение конституционных прав казахстанцев на свободное передвижение. Более того, многие платные дороги, по их оценке, не соответствуют международным стандартам. Волнует специалистов и прозрачность расходования средств. Независимый аудит необходим, чтобы выяснить, куда уходят миллиарды, собранные с автомобилистов, и действительно ли эти деньги используются для улучшения дорог, а не оседают в карманах чиновников и подрядчиков, говорят эксперты.

"Должен создаться совет независимый дорожного движения, который будет находиться под председательством президента. Юридически, конечно, под премьер-министром, куда должны входить все министерства и независимые организации. Тогда можно будет решать все вопросы касаемо качества и безопасности дорог", - сказал президент ОО "Ассоциация безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов.

Качество дорог и вовсе давно вызывает вопросы у автомобилистов. Ведь, по данным некоторых экспертов, многие платные трассы – это реконструированные советские дороги. А они далеки от современных стандартов. Теперь же вместо того, чтобы решать эту проблему, Министерство транспорта намерено и вовсе сократить расходы на ремонт дорог в семь раз. Но чиновники по-своему успокаивают, обещая ввести построить ещё около четырех тысяч километров платных трасс в этом году. Однако есть нюанс: тарифы на проезд по ним, а также по всем другим платным участкам могут вырасти до 40%. Власти объясняют это необходимостью сделать магистрали "самоокупаемыми".

 "Они в нормативном состоянии. Они не требуют ремонта. То, что касается снижения расходов у нас, наоборот, можно перефразировать так, что у нас охват работ увеличился за меньшие расходы. Поэтому и расходы уменьшились. Но количество километров увеличилось, за счет чего увеличилось количество средних ремонтов", - сказал заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МТ РК Максат Баяхмет.

"Они модернизированы. Нельзя говорить, что все советское плохое. Стандарты строительства изменены, это надо признать, с учетом имеющейся техники. Раньше в советское время были разные катки. Сейчас другие катки", - сказала директор департамента дорожно-строительных материалов АО "КаздорНИИ" Мейрамгуль Кабдыгалиева.

Несмотря на массу нареканий к качеству, власти планируют вдвое увеличить доходы от платных дорог. В 2024 году сборы с автомобилистов уже достигли рекордных 50 миллиардов тенге, и эта сумма продолжит расти. Не исключено, что часть этих средств пойдет на погашение процентных ставок по кредитам, взятым на строительство этих же дорог. По крайней мере, сейчас этот вопрос обсуждают.

Читайте по теме:

Дороги в Казахстане станут платными повсюду: цены вырастут в разы

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться