Политолог Денис Борисов: Между Казахстаном и Китаем нет таких сфер и вопросов, в которых они не работают

642

Многогранное сотрудничество двух стран наглядно показывает это.

Политолог Денис Борисов: Между Казахстаном и Китаем нет таких сфер и вопросов, в которых они не работают Фото: фото из личного архива Дениса Борисова

Председатель КНР Си Цзиньпин находится в Казахстане с государственным визитом по приглашению президента Касым-Жомарта Токаева. Лидеры стран провели дружественную встречу в Астане, впереди двусторонние переговоры.Си Цзиньпин также примет участие в 24-м заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, передает  inbusiness.kz.

В какой точке находятся сегодня казахстанско-китайские отношения и какие инициативы Токаева станут эстафетной палочкой для китайского председательства в ШОС – мнением поделился заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета управления и экономики (НГУЭУ), директор АНО "Сибирское общество международных исследований" Денис Борисов.

- 2-4 июля проходит государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан. Китайский лидер примет участие в Астанинском саммите ШОС. Надо отметить, что Си Цзиньпин с момента вступления в должность Председателя КНР в 2013 году посещает с визитом Казахстан в пятый раз. О чем это говорит?

- В международной политике количество встреч на высшем уровне - это всегда маркер значимости отношений во внешнеполитической стратегии государства. 5 визитов - это много! И дело не только в соседском положении. В 2013 году Китай, анонсировав проект "Пояс и Путь", последовательно развивает внутриевразийские транспортно-логистические маршруты по направлению из Азии в Европу, где Казахстан является одним из ключевых партнеров в реализации этого масштабного и амбициозного китайского проекта.  

- В 2022 году Казахстан и Китай отметили 30 лет установления дипломатических отношений. Сами лидеры и в экспертном сообществе называют это время "золотым 30-летием", а современный период отношений - "новым золотым 30-летием". Как Вы считаете, почему? Какие важные события и достижения последних лет в истории двусторонних отношений Вы бы отметили?

- После распада Союза в отношениях между государствами в Центральной Азии сформировались неопределенность. С одной стороны, амбиции набирающего экономическую мощь Китая, с другой - самостоятельный статус новых центрально-азиатских государств вкупе с серьезными кризисными процессами практически во всех сферах жизнедеятельности. Тем не менее за эти 30 лет государствам удалось выработать созидательный формат взаимодействия, что позволило имевшиеся проблемы использовать как мотив для сотрудничества и кооперации. За такой продолжительный период сложно выделить какие-то отдельные события, поскольку отношения между государствами – это постоянная работа с двухсторонним движением. На сегодняшний день казахстанско-китайские отношения могут похвастать статусом постоянного всеобъемлющего стратегического партнерства. "Всеобъемлющий" подразумевает, что между государствами нет таких сфер и вопросов, в которых они не работают. Подвижки в экономической, политической, гуманитарной и военной сферах заметны невооруженным взглядом. Наверное, поэтому лидеры выбрали образ золота для характеристика достигнутых результатов.

- Какие тренды задает президент Касым-Жомарт Токаев в сфере торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между Казахстаном и Китаем?

-Задачи президента Токаева понятны - это опережающее развитие, прежде всего, вторичного сектора экономики (промышленное производство и транспорт). В этом плане взаимодействие с китайской стороной имеет большое значение. Во-первых, Китай за последние 30 лет стал "фабрикой мира", которая создаёт 80% из имеющейся товарной номенклатуры мировой торговли, а китайские комплектующие участвуют в подавляющем количестве международных производственных цепочек. Во-вторых, КНР накопил значительные финансовые ресурсы и технологии, которые обладают потенциалом ускорить динамику промышленного развития. Однако, понятно, что китайские компании - это не благотворительные организации. Китайский бизнес прекрасно понимает свои сильные и слабые стороны, поэтому любые решения в этой сфере - это сложная дипломатия. Задача Казахстана сместить инвестиционный баланс китайского капитала на своей территории с вложений в первичный сектор экономики (добыча ресурсов) на инвестиции в фабрики, заводы и инфраструктуру. 

- Почему президент Казахстана уделяет особое внимание развитию транспортного сотрудничества и транзитных грузоперевозок с Китаем?

- Это выгодно. Казахстан относительно демографии - небольшое государство, а значит транспортно-логистическая отрасль может являться заметной отраслью экономики, где создаётся национальное богатство. Китай крайне заинтересован в диверсификации своей международной логистики, а точнее снижении доли морского транспорта в обеспечении своих экспортных и импортных отношений. Китайские резоны понятны - морские пути полностью контролируются ВМФ США, что создаёт крайне уязвимое положение для Пекина в контексте расширяющейся американо-китайской конфронтации.

Поэтому КНР с 2013 года в рамках проекта "Пояс и Путь" готов вкладываться в развитие евразийской логистики. Соответственно китайские инвестиции в казахстанскую инфраструктуру увеличивают взаимозависимость между странами. Географическое положение, а также институциональные связи на базе ЕАЭС усиливают значение Астаны для китайских проектов, что расширяет пространство для торга в дипломатии между Казахстаном и Китаем по поводу инвестиций не только в добычу, но и о вложениях китайского капитала в производство.

- Как Вы оцениваете роль культурно-гуманитарных связей между Казахстаном и Китаем?

- Резкое увеличение экономической мощи Китая в конце 1990-х - начале 2000-х закономерно привело к обострению общественного восприятия китайской стороны. В информационном пространстве практически всех стран региона проявился феномен "китайская угроза". Казахстан не стал исключением. Это стало вызовом для дальнейшего устойчивого развития двусторонних отношений между Астаной и Пекином. Однако с 2010-х годов стороны целенаправленно начинают уделять больше внимания культурно-гуманитарному взаимодействию. Открываются институты Конфуция, растёт популярность изучения китайского языка, увеличивается количество квот для казахстанских студентов в Китае, открываются филиалы китайских ВУЗов в казахстанских городах, отменяется визовый режим, интенсифицируется туристический поток, активизируется кооперация между СМИ, проводятся совместные массовые культурные мероприятия - вся эта масштабная ценностная работа привела к снижению алармистских настроений в казахстанском обществе. Сегодня можно констатировать, что интенсивные культурно-гуманитарные связи между Казахстаном и Китаем позволяют поддерживать высокие темпы взаимодействия между странами в социально-экономической сфере. 

- После Астанинского саммита председательство в ШОС перейдет к Китаю. Какие цели и инициативы, предложенные президентом Токаевым, Казахстан и Китай продвигают сообща в рамках организации?

- Дипломатический процесс в рамках ШОС - это коллективное творчество Китая, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана. Организация прошла путь от сугубо региональной зоны ответственности до института межгосударственного взаимодействия на евразийском пространстве (после присоединения Индии, Пакистана, Ирана, Беларуси). В центре внимания ШОС остаётся безопасность, год председательства Казахстана в очередной раз показал, что в современных условиях "безопасность" становится более значимой функцией, чем "развитие". Практически все инициативы Казахстана за последний год касаются политики безопасности ШОС. Например, в "Соглашении о мировом единстве за справедливый мир и согласие" Астана настаивает на первенстве принципов укрепления мер доверия и поддержания стабильности как основе международных отношений. Помимо продвижения общих политических ценностей Астана внесла корректировки в антитеррористические и антинаркотические подходы ШОС, а также предложения в сфере информационной безопасности.
Касым-Жомарт Токаев в течение года приложил много усилий для расширения отношений с Кабулом, призывая направить коллективные усилия на преодоление кризиса в этой стране. Астана поддерживает идею о том, что Афганистан должен стать полноправным членом ШОС, полагая, что включение Афганистана в ШОС улучшит безопасность в Центральноазиатском регионе и укрепит торговые и транзитные отношения в регионе. Однако, пока эту инициативу не удаётся согласовать с Душанбе. Думаю, это одна из основных эстафетных палочек для китайского председательства.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться