Вряд ли Юрий Гагарин мог предположить, что его шаги в космоса, был продиктованы больше политическимипричиной, отмечает inbusiness.kz.
В течение последующих 30 леткосмические программы оставались в основном государственной сферой,появились такие организации, как NASA и "Роскосмос", что надолго закрепилоза отраслью статус научного и некоммерческого явления. Однако сегоднядоля коммерческого сектора в космической индустрии по сравнениюс государственными программами достигает 77%, отмечает аналитик FreedomFinanceGlobal Ансар Абуев.
Сколько вложено
Согласно исследованию PwC, доля глобального космического сектораоценивается в 469 млрд долларов. Основной объем инвестиций поступает в отрасль от венчурных компаний, что составляет около 80%. С 2015 года в глобальный космический сектор было инвестировано в общей сложностиболее 47 млрд долларов частного капитала, направленного более чем в 600 компаний.На первом месте по привлекательности находятся США, на втором — Великобритания. В том же году только 56% космическихинвестиций приходилось на компании, приносящие доход, а в 2022 году этотпоказатель достиг 95%, что свидетельствует о растущей зрелости сектора.По оценкам MorganStanleyResearch, объем мировой космической индустрии к 2040 году может превысить 1 трлн долларов.
SpaceX и многоразовые ракеты
Переломный момент в коммерциализации космоса произошел вначале "нулевых", когда на данное направление начали активнообращать внимание частные компании. Основной проблемойбыла высокая стоимость доставки грузов на орбиту. Ситуацию кардинальноизменила SpaceX. По разным оценкам, в 1960–1980-х годах стоимостьдоставки 1 кг груза на орбиту с учетом инфляции составляла от 10 до 100 тыс. долларов, с приходом же SpaceX ценаснизила до 200 долларов за тот же килограмм.
Все в космос
Сегодня космический туризм становится нормой, хотя он появился сравнительно недавно, чуть более 10 лет назад, когда начали появляться проекты, ориентированные на коммерцию. Среди них особенно выделялся космический туризм, где за немалую сумму любой желающий мог облететь Землю. Цены такого путешествия варьируются в зависимости от компании и типа полета. Суборбитальные полеты стоят от 250 тыс. до 450 тыс. долларов, тогда как орбитальные миссии в разы дороже. Но, как известно, с появлением конкуренции на рынке, цена будет падать.
Спутниковые технологии
Запуск спутников помогает решать ряд глобальных проблем, типа, продовольственной безопасности, переход к низкоуглеродной экономике и прочее. По оценкам PwC, к 2030-му годуможет быть запущено около 100 тыс. спутников, и это значительнопревышает 11 тыс. спутников, запущенных за последние 60 лет, отмечает эксперт. Прогнозируется, что сектор будет расти на 11% в год, а некоторые сегменты,такие как наблюдение за Землей и спутниковая связь, будут развиваться еще быстрее. За этим последуют новые инновационно-коммерческие перспективы, например, удаление иобслуживание спутников.
Таким образом, по мнению эксперта, современная космическая индустрия трансформировалась изгосударственной и научной сфер в динамичный коммерческий сектор, где преобладает частный капитал. Развитие технологий: многоразовые ракеты и спутниковая связь, делает космос все более доступным, стимулируяпоявление новых сегментов, например, управление космическим мусором. Тема достаточно актуальная. Так что для инвесторов открываются необъятные возможности получения дохода от вложений в акции и фонды, связанные с космическими технологиями. Но не стоит забывать о риске, все зависимости от выбранного инструмента.
Читать по теме:
В космос – за безопасностью и с добрыми делами