С начала 2025 года и по 24 июля Казахстан занял 59-е место среди 217 стран по количеству опубликованных научных статей. За этот период казахстанские ученые опубликовали 4,4 тыс. научных работ, из которых 3,2 тыс. находятся в открытом доступе, передает inbusiness.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Кроме того, было опубликовано 222 препринта — научных рукописей, размещенных в открытом доступе до или одновременно с публикацией в рецензируемом журнале. Эти материалы еще не прошли экспертную оценку и представляют собой черновые версии будущих статей.
Сообщается, что среди стран СНГ Казахстан уступил в этой позиции только России и Украине.
"Ниже в рейтинге расположились Узбекистан (71-е место), Азербайджан (80-е), Беларусь (82-е), Армения (93-е), Кыргызстан (113-е), Молдова (124-е) и Туркменистан (202-е место). Лидерами глобального рейтинга стали Китай, США, Индия, Индонезия и Великобритания. Замыкали список Науру, Ниуэ и Сент-Винсент и Гренадины", - отметили аналитики.
По итогам января–июня 2025 года в основной капитал в сфере научных исследований и разработок в Казахстане было вложено 3,5 млрд тенге — на 64,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
"В региональном разрезе лидером стала Акмолинская область, где объем инвестиций составил 2,1 млрд тенге против 630,8 млн тенге за январь–июнь 2024 года. Годовой рост — в 3,3 раза. На втором месте оказался Алматы с показателем 569,8 млн тенге, на третьем — Астана с 251,6 млн тенге. В целом инвестиции в научную сферу наблюдались в 12 из 20 регионов страны, тогда как в первом полугодии 2024 года средства распределялись только по 11 регионам", - привели данные в агентстве.
Согласно исследованию "Молодежь Казахстана", в котором рассматривались вопросы, связанные с научной деятельностью, 41,5% респондентов считают, что для развития науки в стране необходимо поощрять студентов и школьников наградами за достижения в реализуемых проектах и изобретениях. Почти столько же — 41,1% — опрошенных считают важным увеличение количества индивидуальных грантов на исследовательские работы учащихся и студентов. Немного меньше — 39,5% — молодых людей высказались за более активное вовлечение студентов и школьников в проектную деятельность школ, кафедр и научных центров.
Кроме того, 31,8% респондентов считают необходимым проводить конкурсы инновационных разработок учащихся и студентов, 17,4% — ориентировать дипломное проектирование на реальные потребности конкретных организаций, 16% — увеличить долю самостоятельной работы в учебных планах, 13,2% — добавить больше часов на специальные курсы по организации научных исследований.
Интерес к науке и технологиям проявляют 40,7% опрошенных. Еще 15,6% интересуются этой темой в связи с учебой, 12,8% — в связи с работой. В то же время 28,6% признались, что наука им вовсе не интересна.
Читайте по теме:
Казахстан планирует новые научные проекты с Турцией