В фокусе внимания - устранение махинаций, обеспечение прозрачности и стимулирование конкуренции. Но выдержат ли соперничество отечественные компании, на фоне пребывших в страну иностранных перевозчиков? Тему продолжит Atameken Business.
Расследование общественника Санжара Бокаева показывает на сколько Казахстанские перевозчики были в проигрышном положении изначально. Теперь на седельные тягачи уже отменили первичку и утильсбор. Однако конкуренцией, о которой говорят в министерстве транспорта, совсем не пахнет говорят отечественные эксперты.
"Вот вопрос о конкурентоспособности. Говорят, вот они конкурентоспособны. И министр парламенте, видел трансляцию оттуда, заявил по поводу перецепа: "Я пожертвую отечественным перевозчиком ради Белорусов, Россиян, чтобы выиграла экономика Казахстана". А в начале беседы, я говорил рынок может оценивается более 50 миллиардов долларов. Это что, значит, как так пожертвовать?" – спрашивает общественник.
По словам эксперта, Казахстан обладает огромным транзитным потенциалом. Однако не использует его в полном объеме, отдавая предпочтения иностранным компаниям.
"Казахстан сам находится на очень выгодном транзитном пути. То есть это Китай Казахстан и туда Западная Европа, все страны ЕС. Это примерно, как для Турции "Босфор", для Египта "Суэцкий канал". Соответственно, это наше достояние республики", - продолжает Павел Телицын.
Компании-перевозчики с иностранным участием были всегда. Однако после начала войны в Украине, они начали расти как грибы, говорят эксперты. Это привело к тому, что отечественным перевозчикам не достались иностранные бланки разрешений, которые позволяют беспрепятственно провозить груз на территорию той или иной страны. Таким образом отчитываясь перед главой государства министр транспорта предоставляет не совсем достоверные данные, выдавая за отечественных перевозчиков – компаний-релокантов. Именно они забирают львиную долю разрешительных документов на перевозку грузов в третьи страны, отмечает эксперт.
"По Австрии - третья сторона сто процентов забрали релоканты, Австрия третья страна сто процентов, а двухсторонний дозвол, 72 процента. Беларусия 68, Бельгия 65, Венгрия 67, двухсторонняя 86, Германия 89 процентов иностранцы забрали, здесь у нас дома. Испания сто процентов и везде вот такая динамика. Мы в ужасе", - подытоживает он.
В министерстве транспорта ссылаются на то, что по итогам прошлого года свыше 40% разрешительных бланков остались неиспользованными. А значит и дифицита по сути – нет.
"В прошлом году получили 270 тысяч бланков, разрешения. У них использовано 58%, получается 42% не использованы. Естественно, мы у тех или иных государствах не можем просить бланки, потому что они нам говорят, что у вас запасы есть бланков. А это всё, почему так сложилось? Потому что именно порядок, существующей механизм распределения бланков именно приводит к таким моментам", - отмечает заместитель председателя Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля МТ РК Селим Куанышулы.
Проблема есть и из-за того, что есть перекупщики эти разрешительных документов. С ними и с компаниями однодневками в министерстве тоже намерены бороться.
"Мы как сделали правила? Если компания новая открывается он в течении полугода работает без доступа получения иностранных бланков разрешения. То есть, если сейчас иностранные компании хочет прийти в Казахстан Откроется он в течение полугода не может получить бланки разрешения. Это действующее правило - это является очень такой ограничительной мерой", - продолжает Селим Куанышулы.
Как отметили в ведомстве, Казахстан создает равные условия для всех компаний. И только сильнейшие выдержат конкуренцию.
"Международный рынок - это очень высококонкурентный рынок. Поэтому у нас должен быть внутри Казахстана именно перевозчики, которые могут конкурировать с иностранными перевозчиками", - считает он.
Ущемление в работе перевозчики видят и в том, что действовавшую рабочую группу при министерстве распустили в прошлом году. Вместо нее планируют создать новую, с представителями ассоциаций международных перевозок.
"По новому механизму распределения Министерство транспорта планирует разрешить им получать эти бланки без ограничений. Хотя мы с того года применили к этим компаниям коэффициент понижающий. Например, на 10 единиц автотранспорта они могут получить дефицитные бланки - только два. А казахстанские перевозчик на 10 автомобилей может получить 10 бланков дефицитных имеется ввиду. Дефицитными считаются такие направления, как Литва, Польша, Германия, Бельгия - то есть Европа", - говорит отечественный грузоперевозчик Алдан Манкеев.
По словам экспертов, казахстанские перевозчики не смогут выдержать грубого захвата рынка компаниями-релокантами. По последним данным 15 самых крупных казахстанских компаний являются иностранными. А новый механизм выдачи бланков лишь филькина грамота. Изменения, которые рассматривают на общественных слушаниях мало что изменят. Ведь методику внедрили уже в начале этого года. Поэтому отечественные грузоперевозчики обратились напрямую к заместителю премьер-министра. Встанет ли правительство на защиту казахстанских перевозчиков или все передадут в руки иностранцев, станет ясно уже в ближайшем будущем.
Читайте по теме:
На ж/д пункте пропуска "Чалдовар" отсутствует должный контроль за грузоперевозками – сенатор